272 заключается в том, что они распространяются на все человеческие взаимоотношения. Обычаи и традиции достаются индивиду от предыдущих поколений. Люди дорожат ими, а несоблюдение их осуждается общественным мнением. Такое осуждение оказывает на личность сильное воздействие. По традиции старшим людям оказывается повышенное уважение и почет именно потому, что они объективно являются носителями огромного социального и нравственного опыта, творцами духовных ценностей и нравственных установлений. Они способствуют утверждению нравственного прогресса, огромен их авторитет как в общественной жизни, так и в семейных отношениях: старшие это хранители нравственных идей. Гостеприимство как древнейшая традиция народов Дагестана, являясь элементом нравственной культуры и выражая общечеловеческие интересы интересы общения людей, остается важной частью образа жизни народов. В традиции гостеприимства выражены принципы общечеловеческого общежития доброжелательность и человечность. Именно поэтому эта традиция сохранится в будущей нравственной человеческой культуре. Сущность традиций нравственной этнической культуры выявляется через функции, которые они выполняют. Любая функция традиций и обычаев вытекает из общественных потребностей. Социально-нравственная жизнь не может функционировать без регулирования отношений между людьми, а также без передачи нравственного опыта, который транслируется обычаями и традициями. Именно потребностями порождаются традиции. В рамках традиций нравственной этнической культуры можно выделить следующие системообразующие факторы: 1) целевую установку индивида или социума. Целью выступае формирование человечности на основе нравственных традиций и обычаев. Элементы системы связаны одной целью целью формирования нравственной личности; |
2006.02.019 82 традиционной нравственной культуры. Он глубоко заинтересован в накоплении и дальнейшем развитии духовной культуры. Процесс возрождения культуры играет огромную роль в нравственном возвышении человека, делает его духовно-нравственным существом. Именно в этом смысле «человеческое в человеке», по выражению И.Канта, человеческие качества раскрываются стыдом, состраданием или симпатией и благоговением перед жизнью. В духовно-нравственной сфере традиции складывались на основе передачи нравственных установок, обычаев, нравов и других ценностей, содержащихся в опыте предыдущих поколений. Содержание нравственной культуры включает: социальное отношение к нравственным требованиям; преемственность в нравственном развитии; единство моральных убеждений и норм поведения; осознание необходимости нравственного самосовершенствования личности; способность к самоконтролю; последовательность в поведении и др. Под духовностью автор имеет в виду ориентацию человека на высшие ценности, идеалы, стремление к самосовершенствованию, возвышение над обыденностью. Кроме того, духовное возвышение человека характеризуется индивидуализированностью. Это означает обладание независимостью и волей. Духовность и одухотворенность дают гарантию внутренней свободы и самовыражения личности в творческих делах. Конституирующая функция морали выступает как основная форма социально-нравственной культуры. Такие универсальные принципы и нормы нравственности, как гуманизм, справедливость, коллективизм, ответственность перед будущими поколениями являются высшими формами регуляции поведения людей. В повседневной жизни эти нравственные принципы выглядят как «неписаные» правила поведения. Приоритетность нравственных принципов заключается в том, что они распространяются на все человеческие взаимоотношения. Обычаи и традиции достаются индивиду от предыдущих поколений. Люди дорожат своими обычаями и традициями. Несоблюдение их осуждается общественным мнением. Такое осуждение оказывает на личность сильное воздействие. По традиции старшим людям оказывается повышенное уважение и почет именно потому, что они объективно являются носи 2006.02.019 83 телями огромного социального и нравственного опыта, творцами духовных ценностей и нравственных установлений. Они способствуют утверждению нравственного прогресса, огромен их авторитет как в общественной жизни, так и в семейных отношениях. Старшие – это хранители нравственных идей. Гостеприимство как древнейшая традиция, являясь элементом нравственной культуры и выражая общечеловеческие интересы – интересы общения людей, остается важной частью образа жизни народов. В традиции гостеприимства выражены принципы общечеловеческого общежития – доброжелательность и человечность. Именно поэтому эта традиция сохранится в будущей нравственной человеческой культуре. Сущность традиций нравственной этнической культуры выявляется через функции, которые они выполняют. Любая функция традиций и обычаев вытекает из общественных потребностей. Социально-нравственная жизнь не может функционировать без регулирования отношений между людьми, а также без передачи нравственного опыта, который транслируется обычаями и традициями. Именно потребностями порождаются традиции. В рамках традиций нравственной этнической культуры автор выделяет следующие системообразующие факторы: 1) целевую установку индивида или социума. Целью выступает формирование человечности на основе нравственных традиций и обычаев. Элементы системы связаны одной целью – целью формирования нравственной личности; 2) понимание идеи об идеальной личности как интегратор в деле формирования человечности; 3) общественное мнение. Под воздействием как внешних условий, так и внутренних социальных сил общественное мнение, обладая свойством самосохранения, может вносить изменения в подсистему; 4) социальноструктурную дифференциацию общества; 5) уровень общей культуры этноса; 6) социальную память национального самосознания, которая способна сохранять и передавать с помощью обычаев социальные нормы, образцы поведения, социальную информацию о человеке. Традиции нравственной культуры содержат в себе духовнонравственную силу, «зов будущего», передающийся из поколения в поколение. В науке эту силу называют потенциальной традицией. Она состоит из следующих компонентов: 1) морального авторитета |