273 2) понимание идеи об идеальной личности как интегратор в деле формирования человечности; 3) общественное мнение. Под воздействием как внешних условий, так и внутренних социальных сил общественное мнение, обладая свойством самосохранения, может вносить изменения в подсистему; 4) социально структурную дифференциацию общества; 5) уровень общей культуры этноса; 6) социальную память национального самосознания, которая способна сохранять и передавать с помощью обычаев социальные нормы, образцы поведения, социальную информацию о человеке. Традиции нравственной культуры содержат в себе духовно нравственную силу, «зов будущего», передающийся из поколения в поколение. В науке эту силу называют потенциальной традицией. Она состоит из следующих компонентов: 1) морального авторитета старших поколений, направленного на укрепление морального единства общества на основе традиционной нравственной культуры; 2) потенциальных традиций нравственной культуры, охраняемых силой общественного мнения; 3) социально-нравственного подражания (мимесиса); 4) самосознания социальной памяти, устремленной в будущее. [112, С.49] О.В.Кравченко отмечает, что духовность и нравственность заложены в природе человека. Есть инстинкты и есть наработанные обществом стереотипы поведения полезные и не очень. У каждого человека в каждый конкретный момент они работают в сложном взаимодействии. У человека существует способность видеть, как эта совокупность работает у других людей. Эта способность воспринимать и чувствовать на себе реакции и стимулы к действиям других людей и обеспечивает то, что называется нравственностью. [173, С.136-138] Система традиций нравственной культуры характеризуется |
2006.02.019 83 телями огромного социального и нравственного опыта, творцами духовных ценностей и нравственных установлений. Они способствуют утверждению нравственного прогресса, огромен их авторитет как в общественной жизни, так и в семейных отношениях. Старшие – это хранители нравственных идей. Гостеприимство как древнейшая традиция, являясь элементом нравственной культуры и выражая общечеловеческие интересы – интересы общения людей, остается важной частью образа жизни народов. В традиции гостеприимства выражены принципы общечеловеческого общежития – доброжелательность и человечность. Именно поэтому эта традиция сохранится в будущей нравственной человеческой культуре. Сущность традиций нравственной этнической культуры выявляется через функции, которые они выполняют. Любая функция традиций и обычаев вытекает из общественных потребностей. Социально-нравственная жизнь не может функционировать без регулирования отношений между людьми, а также без передачи нравственного опыта, который транслируется обычаями и традициями. Именно потребностями порождаются традиции. В рамках традиций нравственной этнической культуры автор выделяет следующие системообразующие факторы: 1) целевую установку индивида или социума. Целью выступает формирование человечности на основе нравственных традиций и обычаев. Элементы системы связаны одной целью – целью формирования нравственной личности; 2) понимание идеи об идеальной личности как интегратор в деле формирования человечности; 3) общественное мнение. Под воздействием как внешних условий, так и внутренних социальных сил общественное мнение, обладая свойством самосохранения, может вносить изменения в подсистему; 4) социальноструктурную дифференциацию общества; 5) уровень общей культуры этноса; 6) социальную память национального самосознания, которая способна сохранять и передавать с помощью обычаев социальные нормы, образцы поведения, социальную информацию о человеке. Традиции нравственной культуры содержат в себе духовнонравственную силу, «зов будущего», передающийся из поколения в поколение. В науке эту силу называют потенциальной традицией. Она состоит из следующих компонентов: 1) морального авторитета 2006.02.019 84 старших поколений, направленного на укрепление морального единства общества на основе традиционной нравственной культуры; 2) потенциальных традиций нравственной культуры, охраняемых силой общественного мнения; 3) социально-нравственного подражания (мимесиса); 4) само-сознания социальной памяти, устремленной в будущее. Система традиций нравственной культуры характеризуется такими функциональными особенностями, как способность к саморазвитию; способность к порождению новых форм удовлетворения общественных потребностей; наследование традиций как процесс связи между поколениями. Эта система развивается на основе следующих закономерностей: 1) единства и разнообразия традиций нравственных культур; 2) преемственности нравственных культур; 3) прерывности и непрерывности в их развитии; 4) взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения традиций нравственных культур. Одни обычаи и традиции получают новую силу, другие, как не отвечающие жизненным интересам и вкусам людей, уходят в прошлое, изживают себя. Происходит развитие традиций нравственной культуры на основе закономерности прерывности и непрерывности в их развитии. При этом прерывность носит относительный характер, а непрерывность – абсолютный характер. Традиции нравственной культуры имеют тенденцию поступательного развития. Исторический опыт развития народов показывает, что ни одна культура не может существовать и развиваться изолированно, в отрыве от культур других народов. Объективные потребности и интересы народов заставляют их общаться, сотрудничать в разных сферах культуры. На основе этого происходит ознакомление одной нации с образом жизни и традициями другой нации. И иные традиции, если они оказываются выражающими интересы и вкусы данной нации, будут переняты этой нацией. Именно таков путь взаимопроникновения и взаимообогащения традиций нравственной культуры. Наряду с моралью и правом поведение женщин регулируется традицией почтительного отношения к женщине. Именно мораль и обычай почтительного отношения к женщине предоставляют женщине наиболее глубинные ориентиры внешнего поведения, требуют от нее равнения на нравственный идеал. Регулятивная функция |