такими функциональными особенностями, как способность к саморазвитию; к порождению новых форм удовлетворения общественных потребностей; наследование традиций как процесс связи между поколениями. Эта система развивается на основе следующих закономерностей: 1) единства и разнообразия традиций нравственных культур; 2) преемственности нравственных культур; 3) прерывности и непрерывности в их развитии; 4) взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения традиций нравственных культур. Одни обычаи и традиции получают новую силу, другие, как не отвечающие жизненным интересам и вкусам людей, уходят в прошлое, изживают себя. Происходит развитие традиций нравственной культуры на основе закономерности прерывности и непрерывности в их развитии. Традиции этническо нравственной культуры имеют особенность, которая обусловлена функционированием такого общественного института, как общественное мнение, способствующее обеспечению преемственности, передаче нравственных и религиозных традиций. Общественное мнение выражало народное представление о личностных качествах горцев, таких как, почитание старших, преданность своему отечеству, наличие чувства национальной гордости, высокое чувство чести и др. Благодаря нравственному воспитанию обеспечивается передача нравственных ценностей от предыдущих поколений последующим, обеспечивается преемственность в развитии обществ. В процессе нравственного воспитания осуществляется духовное воспроизводство на основе переданных от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей. Р.А.Ханаху считает, что главным фактором возрождения традиционной культуры следует считать этническое самосознание современных народов Северного Кавказа. Неизбежная утрата каких-то отдельных этнически специфических элементов традиционной культуры привела к тому, что осуществляются попытки возродить ее не в « стопроцентном объеме», а лишь 274 |
2006.02.019 84 старших поколений, направленного на укрепление морального единства общества на основе традиционной нравственной культуры; 2) потенциальных традиций нравственной культуры, охраняемых силой общественного мнения; 3) социально-нравственного подражания (мимесиса); 4) само-сознания социальной памяти, устремленной в будущее. Система традиций нравственной культуры характеризуется такими функциональными особенностями, как способность к саморазвитию; способность к порождению новых форм удовлетворения общественных потребностей; наследование традиций как процесс связи между поколениями. Эта система развивается на основе следующих закономерностей: 1) единства и разнообразия традиций нравственных культур; 2) преемственности нравственных культур; 3) прерывности и непрерывности в их развитии; 4) взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения традиций нравственных культур. Одни обычаи и традиции получают новую силу, другие, как не отвечающие жизненным интересам и вкусам людей, уходят в прошлое, изживают себя. Происходит развитие традиций нравственной культуры на основе закономерности прерывности и непрерывности в их развитии. При этом прерывность носит относительный характер, а непрерывность – абсолютный характер. Традиции нравственной культуры имеют тенденцию поступательного развития. Исторический опыт развития народов показывает, что ни одна культура не может существовать и развиваться изолированно, в отрыве от культур других народов. Объективные потребности и интересы народов заставляют их общаться, сотрудничать в разных сферах культуры. На основе этого происходит ознакомление одной нации с образом жизни и традициями другой нации. И иные традиции, если они оказываются выражающими интересы и вкусы данной нации, будут переняты этой нацией. Именно таков путь взаимопроникновения и взаимообогащения традиций нравственной культуры. Наряду с моралью и правом поведение женщин регулируется традицией почтительного отношения к женщине. Именно мораль и обычай почтительного отношения к женщине предоставляют женщине наиболее глубинные ориентиры внешнего поведения, требуют от нее равнения на нравственный идеал. Регулятивная функция 2006.02.019 85 этого обычая осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения. Регулятивная и регламентирующая функции традиции гостеприимства осуществляются через систему нравственных норм, правил и образцов поведения, с помощью которых направляется деятельность хозяина и гостя. В традиции гостеприимства и гость, и хозяева сами контролируют свои действия, ориентируясь на общепринятые нормы. Традиция гостеприимства – это совокупность определенных правил, которые регулируют поведение гостя и хозяев в стандартных ситуациях. Эти правила делают общение более приятным и тактичным. Традиция гостеприимства выполняет и коммуникативную функцию. В ней и со стороны гостя, и со стороны хозяев проявляется нравственная культура общения, предполагающая вежливость, тактичность, уважение друг к другу, умение держать себя с достоинством, терпеливо выслушать мнение собеседника. Исторически традиционная дружба устанавливалась и проявлялась в разных формах, а именно: в отношениях, которые основаны на общности духовных интересов, на близости и связях, обусловленных деловыми и иными контактами. Большое значение в дружбе имеют индивидуальные моральные качества, такие как бескорыстие, преданность, доверие, искренность и честность, общность убеждений в достижении поставленных перед собой целей. Если брать, к примеру, северокавказские народы, то традиционная дружба между ними была направлена на их дальнейшее развитие. Традиции этническо-нравственной культуры имеют особенность, которая обусловлена функционированием такого общественного института, как общественное мнение, способствующее обеспечению преемственности, передаче нравственных и религиозных традиций. Общественное мнение выражало народное представление о личностных качествах горцев, таких как почитание старших, преданность своему отечеству, наличие чувства национальной гордости, высокое чувство чести и др. Благодаря нравственному воспитанию обеспечивается передача нравственных ценностей от предыдущих поколений к последующим, обеспечивается преемственность в развитии общества. В процессе нравственного воспитания осуществляется духовное |