Таким образом, анализируя процессы этнического возрождения, можно резюмировать, что все причины следует условно разделить на две большие группы: а) личностно-коммуникативные, или внутренние; данные факторы обусловливают внутреннюю жизнь личности и ее самоидентификацию, а также поведение личности, ее взаимоотношения в данной этнической группе; б) общественные, или внешние; к данным факторам необходимо отнести те, которые определяют поведение сообщества людей, взятого с присущими ему исторически сложившимися, традиционными формами повседневной внутренней самоорганизации и коллективной социальной памяти. Анализируя личностно-коммуникативные факторы, можно выявить, что возврат интереса к этничности заключается, прежде всего, в поиске ориентиров и очагов стабильности в нестабильном и перенасыщенном информацией мире. Развитие телекоммуникационных технологий под воздействием информационной революции приводит непосредственно к интенсификации межэтнических контактов как непосредственных, так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети Интернет, что, в свою очередь, актуализирует этническую идентичность. Таким образом, парадоксальность этнического возрождения заключается в синхронном протекании двух современных и взаимосвязанных процессов, имеющих разнонаправленный характер: глобализация и индивидуализация. С одной стороны, происходит утверждение глобального менталитета за счет повсеместного, универсального распространения сходных черт, стандартов и норм образа жизни, приобщения к общечеловеческим стандартам мышления и поведения. С другой стороны, набирает обороты тенденция, в ходе которой народы реализуют свое стремление к утверждению своей идентичности за счет сохранения и культивирования своей самобытности, что порой приводит к обособлению или даже изоляции. 283 |
БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Развитие этнокультурных процессов на рубеже столетий протекает неоднородно и нуждается в разностороннем анализе. Начиная с 1960-х годов, экономически наиболее развитые государства, прежде всего, США и Япония, входят в стадию развития, которую можно назвать формированием нового "информационного общества". Возможности для таких процессов были получены с изобретением ЭВМ, которые появились в конце 1940-х годов и сразу стали предвестниками нового этапа научно-технического прогресса, названного впоследствии "информационной революцией". Развитие ЭВМ и информационных технологий стало символом научно-технического прогресса и значительно расширило горизонты интеллектуальных возможностей человека. За короткое время своего существования электронно-вычислительная техника сильно преобразилась: стала высокоэффективной, компактной, простой в обращении, относительно дешевой. Это позволило практически полностью изменить весь уклад жизни в постиндустриальной цивилизации Запада. В России этот процесс идет с определенным отставанием в силу исторических и социально-политических причин, но, тем не менее, набирает силу. В масштабах всей цивилизации развертывается процесс информатизации, который активно влияет на основы человеческого бытия, т.е. это не просто технический или технологический, но социальный или даже социо-культурный процесс. "Информационная революция" изменила традиционную расстановку сил в современном обществе, заставив заговорить о едином мировом информационном сообществе обществе, в котором, на первый взгляд, как будто нет места этническим особенностям, нациям и национальным отношениям, национальным традициям, о едином информационном пространстве, о новой цивилизации без национальных границ. Вместе с тем во второй половине XX века в американской, а затем и в европейской науке был зафиксирован рост этнического фактора в общественных процессах. Этот феномен получил название "этническое возрождение". Этнические ценности вновь приобретают особую значимость в современном мире. Активнее становится борьба этнических меньшинств за расширение своих этнокультурных прав в Америке, в Европе, а в 1980-90 годы этот процесс захлестнул и Россию. Причем такая социальная активность не всегда проходит в спокойной форме, иногда это выражается в форме открытых социальных конфликтов, сопровождающихся волной насилия. R результате между двумя этими тенденциями возникает ряд противоречий: противоречие между модернизмом и традиционализмом; противоречие между "своим" и "чужим", которое особенно характерно в диалоге двух культур европейской и азиатской, точнее, западной и восточной; противоречие между глобальными и локальными формами культуры, которое в свете "информационной революции" приобретает особый смысл; противоречие между техническими и гуманитарными аспектами культуры. Необходимо отметить, что по отдельности данные противоречия уже получили определенное освещение в научной литературе. Актуальность рассмотрения вопроса взаимодействия "информационной революции" и современной этнической культуры определяется следующим: необходимостью анализа влияния "информационной революции" на культурные процессы в глобальном масштабе; необходимостью изучения взаимовлияния информационной революции и этнического возрождения; необходимостью изучения взаимодействия локальных и глобальной форм культуры в контексте информационной революции; потребностью прогнозирования дальнейшего воздействия информационной революции на этнические компоненты культуры и наоборот. В процессе осмысления всех проблем необходимо внимательно оценить и учесть отчетливо проявившуюся в последнее время тревожную тенденцию повсеместного "иродавливания" Западом, в особенности под настойчивым нажимом США, ''новой культуры" как якобы более прогрессивной, эффективной и перспективной. По убеждению проводников и последователей этой идеи, будущее за теми, кто действует совместно с "передовым миром", не считаясь со всем прошлым культурным наследием. И это "глобальное" стремление нивелировать все прежние культурные традиции общежития различных этносов выливается в форму поддержки западными институтами движений отдельных этнических меньшинств в ущерб более крупным геокультурным образованиям, включая и Россию, создавая прямую угрозу их разрушения. На основании всех приведенных доводов обращение диссертанта к заявленной теме представляется актуальным. Степень научной разработанности проблемы. Вопросы становления информационной цивилизации впервые были рассмотрены в работах западных исследователей. В научной литературе понятие "информационное общество" складывалось под влиянием развития фундаментальных социальных теорий, мощным катализатором развития которых стала работа Т. Веблена, на основе которой абстрактная идея противопоставления стадий технологической революции преломилась в новых условиях в структуризацию секторов общественного производства и выявление внутренних закономерностей хозяйственного развития, не зависящих от социальной и поли-тической системы той или иной страны. В 1940-еи 1950-е гг. в работах экономиста К. Кларка "Условия экономического прогресса" и социолога Ж. Фу-растье "Великая надежда XX века", были сформулированы важнейшие методологические положения теории постиндустриального общества. Это дало возможность рассматривать становление нового социального состояния с позиций повышения роли технологического фактора, науки и образования, качественным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве. Термин "постиндустриализм" был впервые введен в научный оборот А. Кумарасвами, автором ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран. В 1958 году Д. Рисман, анализируя перспективы труда в новом обществе, впервые в послевоенный период применяет термин "постиндустриальное общество". В начале 1960-х годов Ф. Махлуп и Т. Умесао ввели в научный оборот фактически одновременно в США и Японии термин "информационное общество". В конце этого же десятилетия Д. Белл предсказывал превращение индустриального общества в информационное. Теория "информационного общества" была развита такими известными авторами, как М. Порат, И. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Кац и др. В начале 1980-х гг. возникновение информационного общества в развитых странах Запада и Японии было зафиксировано профессорами американцем Дж. Мартином и японцем И. Масудой. По мнению японского профессора И. Масуды, компьютеризация изменяет природу человека, превращая его из Homo Sapiens в Homo Intelligens. Новый человек вызовет к жизни и новую цивилизацию. И этот переход свершится не путем революции в социальных структурах, а посредством "горизонтальной социальной трансформации" человеческого материала общества. После определенного периода непризнания и отвержения в советском обществоведении идеи информационного общества получили распространение благодаря работам А.П. Ершова, Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, А.Д. Урсула и др. Именно этим ученым принадлежит приоритет в исследовании роли информации в постиндустриальном обществе. В анализе понятия "информационная революция" складываются две основные точки зрения. Первый подход заключается в том, что, строго го воря, "информационной революцией" можно называть только последнюю научно-техническую революцию, напрямую связанную с информатизацией всего общества, в основе которой лежат информационные технологии. Второй подход, представляющийся наиболее интересным, кратко можно сформулировать следующим образом: в своем развитии человечество пережило несколько "информационных революций". Например, А.И Раки-тов выделяет пять таких революций в истории человечества. Другой аспект исследуемой проблемы феномен этнического возрождения впервые был отмечен в работах американских ученых во второй половине 1960-х гг. У истоков формирования научного представления об этническом возрождении стоят Н. Глейзер и Д. Мойнихен, отметившие, что к 1970-м гг. концепция "плавильного тигля наций" более не работает в американском обществе. Анализ роста фактора этничности в Америке привел к переосмыслению основ общества: появилось понимание значимости групповой идентичности в социальной жизни. Именно так оценивается значение этнического возрождения в работах О. Тоффлера, Д. Несбитта и П. Эбур-дин, Б. Барбера. В рамках европейской науки этническое возрождение рассматривается как закономерная реакция на глобальные процессы интеграции и централизации власти. Этнические аспекты современного культурного процесса получили широкое освещение и в отечественной литературе. Изучению особенностей этнических культур и их взаимодействия посвящены работы С. А. Арутюнова, А.К. Байбурина, В.И. Козлова, Н.Ф. Колесницкого, М.В. Крюкова, П.И. Кушнера, С.В. Лурье, Э.С. Маркаряна, Ю.И. Мкртумяна, В.В. Пиме-нова, А.А. Сусоколова, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, И.А. Чебоксаровой, Н.Н. Чебоксарова, Н.В. Чистова, Г.В. Шелепова. В философском и социологическом плане различные аспекты взаимодействия общечеловеческого и этнического в культуре исследуются в работах Р.Г. Абдулатипова, С. Атаму-ратова, Р.А. Ачилова, М.С. Джунусова, Л.М. Дробижевой, Ю.Г. Ершова, С.Т. Калтахчяна, М.В. Капчели, ГГ. Катожекова, М.И. Кучукова, П.С. Максимова, В.В. Мархина, А.Н. Мельникова, А.Г. Мельникова, В.В. Пименова, Ю.В. Попкова, Б.Н. Попова. В Северо-Кавказском регионе философский анализ этносоциальных проблем России и Северного Кавказа, а также уточнение категориального аппарата современной этнологии осуществлены в работах А.В. Авксентьева и В. А. Авксентьева. В работах этих авторов дано одно из немногих на сегодняшний день определений понятий "этническое возрождение" и "этнический парадокс современности". В работах М.Б, Беджанова предприняты попытки теоретического анализа феномена этнического возрождения, дано определение "национального возрождения". В исследованиях по проблеме особенностей современных этнических процессов М.А. Аствацатуро-вой, А.Ф. Дашдамирова, В.Х. Болотокова, Ю.А. Жданова, В.Ш. Нахушева, Л.Л. Хоперской, А.Ю. Шадже определяются причины возрастания роли этнического фактора в социальных процессах на Северном Кавказе, исследуются формы этносоциальной активности и виды этнических конфликтов. Анализ специфики этнорегиональных проблем в России дан в работе Г.С. Денисовой, в которой показаны тенденции развития этнических сообществ, механизмы включения этносов в политические процессы. Социально-культурные проблемы народов Северного Кавказа рассматриваются в работах Н.Г. Айдемирова, Р. А. Ханаху, Ф.С. Эфендиева и др. Для исследуемой проблемы значительный интерес представляют диссертационные исследования С.Ю. Ивановой "Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре" и И.А. Ермошиной "Социально-философские аспекты анализа этнического возрождения", выполненные на кафедре социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Подчеркивая основательность и высокий научно-теоретический уровень этих исследований, следует отметить, что большинство из них берут в качестве объекта лишь отдельные аспекты проблемы взаимодействия информационной революции и этнических аспектов культуры современного общества. Это обстоятельство диктует необходимость комплексного философского анализа взаимодействия двух фундаментальных основ современного социокультурного процесса информационной революции и этнокультурного возрождения. Предмет и объект исследования. Объектом исследования диссертант определяет механизмы воздействия информационной революции на духовную культуру современного общества и те изменения в культуре, которые происходят под влиянием формирующейся информационной цивилизации. Предметом диссертационного исследования является проблема взаимодействия информационной революции и этнических аспектов культуры в современном обществе. Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационной работы исследование механизма взаимодействия информационной революции и этнической культуры в современном обществе. Диссертант ставит следующие исследовательские задачи: проанализировать влияние информационной революции на культурные процессы в глобальном масштабе; 7 изучить взаимодействие локальных и глобальных форм культур в свете информационной революции; исследовать взаимовлияние информационной революции и этнического возрождения; выявить тенденции дальнейшего воздействия информационной революции на этнические компоненты культуры и наоборот. Методология исследования. Основным методологическим подходом, используемым диссертантом, является социальная диалектика, включающая системный подход к изучению социальной реальности. Диссертант руководствовался также положениями классической диалектики и, прежде всего, диалектики единичного, особенного и общего, части и целого, а также диалектики абстрактного и конкретного, исторического и логического. Исходя из предмета, объекта, целей и задач исследования, использовались отдельные методы исторического, социологического, политологического и культурологического анализа. Выбор методологии и методов определялись диссертантом с учетом этапа исследования и задач, которые решались на данном этапе. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: в диссертации доказано, что традиционные элементы культуры, находясь под воздействием информационной революции, обнаружили значительные адаптивные способности, порождая специфические национальные формы модернизации; уточнено понятие информационной революции и обосновано, что целесообразно считать информационной революцией только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий и глобальных коммуникаций; изучены механизмы влияния информационной революции на отдельные элементы традиционной культуры и показано, что трансформация традиционной компоненты культуры происходит не в сторону ее нивелирования и уничтожения, а, наоборот, в сторону развития локальных культур с учетом современной реальности; доказано наличие причинно-следственной связи между информационной революцией и актуализацией этнической идентичности; показано, что глобальные трансформации, неизбежно приводящие к усилению доминирующих культур или цивилизационных доминант, не приводят к полной трансформации субдоминантных культур. При взаимодействии локальной и глобальной культуры происходит переработка культурных инноваций и приспособление их "под себя"; 8 исследован механизм восприятия традиционными культурами современных модернизаций и обосновано, что каждая из культур оказывает, в свою очередь, обратное влияние на глобальное коммуникативное поле, приближая его к собственным общекультурным нормам и традициям. Основные положения, выносимые на защиту. 1. При анализе различных подходов к вопросу о том, что можно считать "информационной революцией", необходимо отметить, что эти концепции, затрагивая самые разные аспекты данного вопроса, не в полной мере учитывают роль информации в каждой из приведенных эпох. По мнению диссертанта, под информационной революцией целесообразно считать только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий, т.к. по информационной насыщенности, по темпам распространения и глобальному охвату аналогов этому процессу в истории человечества нет. 2. Традиционные общества и институты, реорганизуясь, эффективно приспосабливаются к изменяющимся под воздействием информационной революции условиям, а традиционные ценности не только устойчиво сосуществуют с современными институтами, но и приспосабливаются к их требованиям, видоизменяясь при этом как по существу, так и выступая в качестве проводников современности в условиях конкретной традиционной социальной организации. Благодаря традиции в обществе происходит самосохранение, воспроизводство и регенерация этнической культуры как системы, и она, выступая, с одной стороны, как предохранительный механизм в структуре общества, с другой является одним из механизмов его изменения. 3. Анализ причин современного этнического возрождения во всемирном масштабе приводит к выводу, что развитие телекоммуникационных систем и технологий ведет к интенсификации межэтнических контактов как непосредственных, так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации, и это, в свою очередь, актуализирует этническую идентичность. Наблюдается тенденция, в ходе которой народы реализуют свое стремление к утверждению своей идентичности за счет сохранения и культивирования своей самобытности, рассматривая этническую мобилизацию как средство расширения политических и экономических возможностей. 4. В современном мире происходит определенное изменение вектора духовного развития, что находит свое выражение в изменении основ традиционной культуры, для которой характерны приоритет слов над образами, рационалистический подход к творчеству, акцент на формальных аспектах, приоритет смыслового содержания и, как итог, сознательное превалирует над подсознательным. В современной культуре ситуация выглядит следующим образом: визуальное превалирует над словесным, формальное отступает перед повседневным, отвергаются рационализм и дидактизм, главным вопросом становится не смысловое содержание культуры, а сфера ее воздействия, подсознательное превалирует над сознательным, воздействие происходит через погружение потребителя, через стимулирование эмоциональной потребности в данном культурном продукте. 5. Культурная глобализация не является только распространением западной массовой культуры, на самом деле, имеет место взаимопроникновение и соревнование культур. Навязывание стандартов западной культуры в тех национальных государствах, где особенно сильны историко-культурные традиции, приводит к этнокультурному подъему, который рано или поздно выразится в усилении национально окрашенных общественных идеологий. Государства, имеющие "слабые" корни культурных традиций в силу характера своей истории, переживают современный кризис общественного сознания намного слабее. Взаимодействие локальной и глобальной культуры в конечном итоге происходит по пути переработки культурных инноваций и приспособление их "под себя", при этом порог восприятия новаций цивилизационной системой определяется традиционализмом данного общества. 6. Многообразие культур позволяет задерживаться в обществе информационным потокам, которые с точки зрения западной цивилизации нерациональны. Традиционализм Востока, его "въедливость" позволяют тщательно анализировать поступающие информационные потоки, тем самым задерживать сущность, можно сказать, "корень" того, что несет в себе информация. В таком видении Запад и Восток представляют собой единый механизм развития информационного общества. 7. Модификация традиции является в каждом случае результатом самоструктурирования этноса в ответ на изменение внешних культурно политических условий существования этноса. Благодаря этому, изменения, вызванные воздействием информационной революции, приводят не к разрушению этнической компоненты культуры, а, наоборот, к ее активной актуализации и приспособлению этнических структур к новым коммуникативным условиям. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в дальнейшей разработке и конкретизации ряда ключевых категорий философии культуры и исследовании научно значимых проблем современного социо-культурного процесса. 10 Материалы исследования и его выводы могут быть использованы органами государственной власти, занимающимися проблемами культурной политики и образования, в целях формирования культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации с учетом тенденций развития современного общества и становления новой коммуникационной инфраструктуры. Материалы диссертации представляют определенный интерес для средств массовой информации как общественного института, непосредственно влияющего на весь спектр культурного процесса. Теоретические и практические выводы диссертации могут быть использованы и уже используются в учебном процессе: в преподавании как базовых курсов социальной философии, культурологии, концепций современного естествознания, так и в преподавании цикла спецкурсов и курсов по выбору. Отдельные разделы диссертационного исследования были положены в основу спецкурса "Философские проблемы информационной цивилизации". Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Основные положения диссертации доложены научному сообществу в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: международной научной конференции "Этнические процессы накануне XXI века" (21-22 мая 1998 г., Ставрополь); первом международном конгрессе конфликтологов "Современная конфликтология в контексте культуры мира: состояние и перспективы, практические задачи" (10-13 октября 2000 г., Казань); региональной научно-практической конференции "Северный Кавказ регион повышенной конфликтное™" (20-21 апреля 2001 г., Армавир); региональной научной конференции "Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе" (14-15 сентября 1999 г., Ставрополь); 42-й научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ "Этнические проблемы современности" (22 апреля 1997 г., Ставрополь); 45-й научно-методической конференции "Университетская наука-региону" (20-21 апреля 2000г., Ставрополь); 46-Й научно-методической конференции "Университетская наука региону" (20-24 апреля 2001 г., Ставрополь), С отдельными положениями диссертации автор выступал на заседаниях методологического семинара аспирантов кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Часть работ по диссертации выполнена в рамках научных программ: "Университеты России фундаментальные исследования", проект № 11 015.10.01.22 "Этническая конфликтология" (1998 2001 гг.); проект№ 990561 "Роль региональных элит в консолидации межнациональных отношений на Северном Кавказе" (2000 2001 гг.); единый наряд-заказ Министерства образования РФ, проект "Концептуальные основы урегулирования этнических конфликтов" (на материалах Северного Кавказа) (1999-2001 гг.). Результаты этой работы отражены в научных отчетах по проектам. Основные положения и выводы диссертации изложены в 10 публикациях, общим объемом 6,5 п. л. Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечания, списка использованной литературы. Общий объем работы -171 страница. Список литературы включает 315 наименований. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, излагается основной замысел работы, выявляется степень разработанности проблемы, формулируется цель и задачи исследования, дается описание методологической базы исследования, характеристика его новизны, указывается теоретическая и практическая значимость исследования, а также апробация его результатов. В первой главе "Информационная революция и феномен этнического возрождения как важнейшие компоненты культуры человечества на рубеже столетий", содержащей три параграфа, осуществляется анализ различных подходов к понятию "информационная революция", предлагается авторская трактовка этого понятия, рассматривается процесс взаимодействия традиционных элементов культуры и информационной революции, процессы, происходящие в традиционном обществе в условиях современной социокульутрной среды, показано, как традиционные общества и институты, реорганизуюсь, эффективно приспосабливаются к изменяющимся условиям. Проанализировано влияние информационной революции на культурные процессы в глобальном масштабе, проведен анализ причин современного этнического возрождения с учетом воздействия информационной революции. В первом параграфе "Взаимодействие между традиционными и инновационными элементами в культуре как методологическая проблема" диссертант анализирует вопрос о соотношении традиционного и инновационного в современной культуре, выделяя в ней следующие особенности: 12 несмотря на происходящую информационную революцию, традиционализм как фактор продолжает играть соответствующую, далеко не второстепенную роль в развитии культуры; рост и развитие международных электронных коммуникаций способствует сближению культур, формированию общих "культурных зон" с разделяемыми нормами поведения, а также, хотя и в меньшей степени, отношениями и ценностными ориентациями; традиционалистекая компонента культуры, несмотря на большую консервативность, не является серьезным препятствием в развитии общества, что хорошо видно на примере азиатских стран; высокий уровень информационно технологического развития любого общества, находящегося на стадии информационного, будет, тем не менее, связан с ценностно-культурными особенностями этих обществ. Основное отличие современных цивилизаций от ранее существовавших заключается в их жесткой взаимосвязанности и, следовательно, взаимовлиянии и взаимозависимости. Это объясняется наличием многих факторов, таких, как увеличение численности населения, усиление коммуникационных процессов, расширение средств влияния на общество с использованием информационного прогресса. Западная цивилизация показала всему миру, что такое модернизация; за последние двести лет темпы развития западно-европейской цивилизации были столь впечатляющими, что возникшая модель потребительского общества стала привлекательной во всемирном масштабе и многими стала восприниматься как абсолютно безальтернативная. Общество оказалось перед дилеммой; либо неограниченные новации, либо баланс с окружающей средой и резкое замедление темпов технического прогресса. Современная цивилизация делает ставку на опыт людей, на знания как на главное богатство человека. Знание становится более разнообразным благодаря взаимодействию множества культур, ибо любое знание первоначально возникает в определенной социокультурной среде, а уже затем транслируется на другие цивилизации и культуры. Современное развитие культуры привело к осознанию актуальности новаций для традиционной компоненты культуры. Сегодня мы говорим о наступившей эпохе постмодерна, которая характеризуется развитием структурных систем общества на основе собственной идентичности, где модернизация является средством выживания существующих этнических, национальных, цивилизационных систем. Причем в качестве наглядного примера выступают особенности модер-низационных процессов ряда азиатских стран, совместивших в себе техно 13 логичное развитие с сохранением традиций и локальной специфики. Влияние информационной революции здесь проявляется, прежде всего, в ускорении движения общества к поддержке традиционных ценностей. Мировой прогресс, в свою очередь, будет складываться под влиянием локальных культурных, технологических и социально-экономических новаций и адекватной (или неадекватной) реакции со стороны других цивилизаций, сумевших преодолеть вызов современного общества в собственных социокультурных формах. Дальнейший анализ логически приводит диссертанта к необходимости рассмотрения влияния информационной революции на культуру в целом. Во втором параграфе "Информационная революция и ее воздействие на культурные процессы в глобальном масштабе" показано, что во второй половине XX века происходит выдвижение информации на лидирующее место в жизни человека. Информация все больше становится мерилом всех сфер человеческого общества, в том числе и национальной культуры той или иной страны. По мнению диссертанта, это приводит, с одной стороны, к огромной потребности в знаниях для общества в целом, с другой стороны к развитию и созданию средств для удовлетворения личностных потребностей отдельного человека. Для анализа проблемы, поставленной в диссертационном исследовании, необходимо более точно определить, что следует понимать под понятием "информационная революция". На основе рассмотрения различных подходов к этому понятию автор приходит к выводу, что все теории, затрагивая самые разные аспекты данного вопроса, не в полной мере учитывают роль информации в каждой из приведенных эпох. По мнению диссертанта, первым, подготовительным, информационным этапом развития человечества является этап развития способов передачи информации письменности, книгопечатания, образования. Вторым этапом можно считать этап развития массовых способов передачи информации: появление прогрессивных типографских технологий, радио, затем телевидения. Третий этап, в котором воплотились все достижения предыдущих этапов развития человечества, появление новых информационных систем и информационных технологий, и является, по мнению диссертанта, "информационной революцией" в собственном смысле слова. По своей информационной насыщенности, по темпу, по глобальности в истории человечества нет аналогов этому процессу. Исходя из этого, в рамках данного исследования, диссертант рассмотрел основные аспекты воздействия информационной революции на культурную сферу жизни общества. 14 Важнейшей стороной развития информационно-телекоммуникационных технологий и транспортных коммуникаций является, по мнению диссертанта, процесс взаимного проникновения культур, который, особенно в конце XX в., приобрел всеобщий характер. Благодаря радио, телевидению, кинематографу, Интернету и другим СМИ началась интервенция американской массовой культуры, а также авторитетных культурных стандартов Европы и некоторых азиатских регионов в духов но-культурное пространство всего мира. Анализируя данный аспект проблемы, диссертант приходит к выводу, что ядро каждой культуры обладает высоким иммунитетом, сопротивляющимся проникновению и воздействию других культур; напротив, унифицированные нормы, стандарты и правила, сформировавшиеся в рамках западной цивилизации, в глобальном масштабе распространяются относительно легко, что объясняется тем, что общепризнанные западные структуры, институты, стандарты и правила вырастают на базе исторически сложившейся суммы технологий, всегда предполагающей наличие идентичных рациональных механизмов управления, рациональной деятельности и рациональных организационных форм. В тех случаях, когда речь идет о высокоадаптивных культурах, например, японской, корейской, отчасти китайской, процесс модернизационных преобразований происходи!-, как правило, не просто безболезненно, но даже с известным ускорением. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что информационная революция несет в себе две тенденции: с одной стороны, это изменение традиционного уклада жизни человека, с другой стимулирует адаптационные защитные механизмы культуры. Другой аспект воздействия информационной революции на культурные процессы, проанализированный в работе, это утверждение города как доминирующего типа населенного пункта и городской культуры как доминирующего типа культуры. По мнению диссертанта, информационная революция дает мощный импульс к урбанизации. Городской образ жизни, который несколько десятилетий назад занимал второстепенное место в характеристике культурно-бытовых процессов в целом, сейчас становится определяющим. Анализируя воздействие информационной революции на индивида, диссертант приходит к выводу, что данное воздействие выразилось, прежде всего, в росте его интеллектуальной и поведенческой автономии. На фоне, казалось бы, неизбежного на этом пути размывания социально-групповой идентичности происходит обратный процесс, этническая определенность не стирается, а изменяет свои конкретно-исторические признаки, сообразно велению времени. Продолжая анализ, диссертант приходит к выводу, что информационная революция актуализирует этничность, так как она изначально способствует удовлетворению органично присущей человеку потребности в определенной психологической устойчивости и определенности. Актуализация эт-пичности это защитная реакция психики на унифицированность или нестабильность окружающей социальной среды. И то и другое порождают социальную нестабильность. Поэтому практически вся волна этнического возрождения конпа 1960-х годов-это, прежде всею, реакция наэпоху индустриализма с его унификацией и единой системой ценностей и стандартов. В третьем параграфе "Этнический парадокс современности и этническое возрождение как закономерное развитие культуры в конце XX века" автор показывает, что состояние информационного рынка и технических возможностей передачи информации позволяет уже сегодня с уверенностью говорить о зарождении глобальной информационной инфраструктуры. Автор подчеркивает, что идея перехода к новой, т.е. "информационной цивилизации", идея глобализации общества зарождается на Западе. Контуры информационного общества были обрисованы на рубеже 1960-70-х гг., где оно определялось как общество, где компьютеризация даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. Существует очевидная взаимосвязь технологической и культурной компонент для каждой стадии развития общества. Международные коммуникации и массовые электронные коммуникации в особенности способствуют сближению культур, формированию общих "культурных зон" с разделяемыми нормами поведения, отношениями и ценностными ориентациями. Но при этом не происходит угасание локальных этнических культур, а, наоборот, вторая половина XX века в мировом масштабе была ознаменована процессами, которые можно охарактеризовать как всплеск осознания своей этнической идентичности принадлежности к определенной этнической общности. Анализируя процессы этнического возрождения, диссертант показывает, что все причины можно условно разделить на две большие группы: а) личностно-коммуникативные, или внутренние; данные факторы обуславливают внутреннюю жизнь личности и ее самоидентификацию, а также поведение личности, ее взаимоотношения в данной этнической группе; б) общественные, или внешние; к данным факторам необходимо отнести те, которые определяют поведение сообщества людей, взятого с присущими ему исторически сложившимися, традиционными формами повседневной внутренней самоорганизации и коллективной социальной памяти. 16 Анализируя личностно-коммуникативные факторы, диссертант показывает, что возврат интереса к этничности заключается, прежде всего, в поиске ориентиров и очагов стабильности в нестабильном и перенасыщенном информацией мире. Развитие телекоммуникационных технологий под воздействием информационной революции приводит непосредственно к интенсификации межэтнических контактов как непосредственных, так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети "Интернет", что, в свою очередь, актуализирует этническую идентичность. Таким образом, парадоксальность этнического возрождения заключается в синхронном протекании двух современных и взаимосвязанных процессов, имеющих разно направленный характер: глобализация и индивидуализация. С одной стороны, происходит утверждение глобального менталитета за счет повсеместного, универсального распространения сходных черт, стандартов и норм образа жизни, приобщения к общечеловеческим стандартам мышления и поведения. С другой стороны, набирает обороты тенденция, в ходе которой народы реализуют свое стремление к утверждению своей идентичности за счет сохранения и культивирования своей самобытности, что порой приводит к обособлению или даже изоляции. Процесс изменения элементов и устоев традиционной культуры под воздействием глобальных ценностных ориентации приводит к возникновению противоположной тенденции к этнической мобилизации как средству расширения политических и экономических возможностей для укрепления идеологии, логики и психологии этнокультурной солидарности. Из этого следует, что глобализация порождает обратную тенденцию к индивидуализации, которая, в свою очередь, направляет народы на путь глобализации. Во второй главе "Этничность в контексте становления мировой информационной цивилизации'4 автор раскрывает механизмы взаимодействия локальной и глобальной культур, показывает роль в современной цивилизации этнического плюрализма и обосновывает дальнейшие перспективы взаимодействия традиционных культур под воздействием информационной революции. В первом параграфе "Взаимодействие между локальными и глобальными формами культуры в современном мире" представлен анализ взаимодействия локальных и глобальных форм культуры. По мнению автора, в обеспечении устойчивости или изменчивости определенной культуры, необходимо выделить два фактора: 17 степень изолированности данной культуры; степень родства двух и более культур, находящихся в контакте друг с другом. Чем изолированнее культура, тем она стабильнее и меньше поддается попыткам что-либо изменить, если таковые предпринимаются. Большая изоляция культуры влечет за собой большую вероятность того, что она будет детерминировать своих носителей. Взаимоотношение неизолированных культур зависит от относительного структурного местоположения принадлежащих к этим культурам индивидов, которое определяется извне. В первую очередь речь идет о способностях к принуждению, а также об уровне относительного благосостояния. При условии открытости влиянию чужой культуры, чем больше относительное благосостояние или власть носителей данной культуры, тем она становится стабильнее и привлекательнее для носителей других культур. На шансы данной культуры подвергнуться влиянию другой культуры влияет степень родства двух и более культур, находящихся в контакте друг с другом. Рассматривая данный вопрос, автор считает, что большее количество людей будет оказывать предпочтение культуре, носители которой обладают властью и богатством, нежели культуре, для которой характерны беспомощность и бедность; они будут скорее предпочитать культуру, предоставляющую больше шансов достичь власти и благосостояния, нежели культуру, предоставляющую меньше таких шансов. Наконец, можно ожидать, что люди будут проявлять большую готовность принять или сохранять культуру, родственную чему-то положительному и знакомому; или, принадлежа к двум сосуществующим культурам, они скорее будут адаптировать их таким образом, чтобы сделать их еще более родственными. Диссертант отмечает две основные тенденции, складывающиеся при развитии мировых коммуникационных сетей и совершенствовании аудио-и визуальных средств. С одной стороны это интенсивное взаимодействие локальных культур, что и позволило культурному процессу выйти на глобальный уровень. С другой стороны, глобальная технологическая культура ведет к стиранию культурного разнообразия и унификации культур. Глобальная технологическая культура подобна устройству, которое пропускает только те культуры целиком, которые соответствуют ее требованиям; культуры, которые не соответствуют ее требованиям, трансформируются ею, и от них остается только то, что глобальная культура считает на свой взгляд важным. Глобальная технологическая культура представляет собой определенного рода фильтр локальных культур, который зачастую отсеивает самое самобытное и прогрессивное в локальной культуре, усредняя ее до определенного уровня. Этот уровень задается потребностями и интересами "усредненного индивида" сегодняшней цивилизации. В рассмотрении данного вопроса диссертант анализирует понятие "индустрия культуры", при этом подчеркивая, что технологизация творческой работы активно происходит только в наше время. Анализируя основные аспекты становления глобальной культуры, диссертант считает, что на сегодняшний день можно выделить следующие направления трансформаций глобального процесса: распространение во всемирном масштабе стандартизированных технологий производства и услуг; высокая степень интеграции и корреляции всех хозяйственных процессов, включая материальное производство, финансы; возникновение единых глобальных высоко интегрированных систем политических взаимодействий; стремительное развитие новейших информационных и особенно компьютерно телекоммуникационных технологий порождающих виртуальный мир, основу которого составляют глобальные информационные сети, объединенные прежде всего в виде Интернета; взаимное проникновение детерминирующих глобальных культур в другие культурные ареалы. Рассматривая данные тенденции в современном обществе, диссертант приходит к выводу, что глобальные трансформации, неизбежно приводящие к усилению доминирующих культур, не приводят к полной трансформации субдоминантных культур. Взаимодействие локальной и глобальной культуры проходит не по схеме вытеснения культур, а, наоборот, в конечном этапе происходит переработка культурных инноваций и приспособление их "под себя". Существует некоторый порог восприятия новаций циви-лизационной системой, который определяется традиционализмом данного общества. Во втором параграфе "Этнокультурный плюрализм и его роль в становлении современной цивилизации" автор анализирует разнообразие подходов в понимании понятия "этнокультурный плюрализм". Автор рассматривает на примерах традиционных обществ, взаимодействии культур западной и восточной. В работе показано, что сегодня именно незападный мир все сильнее сопротивляется внедрению ценностей чужой культуры. Автор приходит к выводу, что в XX веке отношения между цивилизациями продвинулись от фазы, когда преобладало однонаправленное влияние одной цивилизации на все остальные, к фазе интенсивного и устойчивого взаимодействия всех цивилизаций. На основе анализа культурного наследия цивилизаций, существующих в сегодняшнем мире, диссертантом показана роль этнокультурного плюра лизма в современном обществе. Анализируя ряд восточных культур, диссертант пришел к выводу, что их возрождение связано, прежде всего, с новым прочтением традиционной культуры, со способностью переинтерпретировать традиционные ценности в духе современности, к творческому восприятию и адаптации инокультурных влияний с опорой на национальную традицию. Анализируя западную культуру, автор показывает, как в западной культуре постепенно формировалась технизация окружающего мира, которая, в свою очередь, порождала потребительское мышление; последнее во многом привело к рациональной деятельности человека. В работе показано, что противостояние западной и восточной цивилизаций обуславливается потребностью человека в значении; основной конфликт цивилизаций конфликт их различия, это столкновение способов реализации человеческих потребностей. Внутри одной цивилизации происходит "столкновение интересов". Между цивилизациями "столкновение ценностей (традиций)". Роль этнокультурного плюрализма в формировании информационного общества, на взгляд диссертанта, безусловно положительна. Именно многообразие культур позволяет задерживаться в обществе информационным потокам, которые с точки зрения западной цивилизации, нерациональны. Традиционализм Востока, его "въедливость" позволяет тщательно анализировать поступающие информационные потоки, тем самым задерживать сущность, можно сказать, "корень" того, что несет в себе информация. Западные культуры используют только "верх" информации (прикладную ее часть, что актуально на сегодняшний день). По мнению диссертанта, на настоящем (сегодняшнем) этапе именно западные цивилизации способствуют прогрессу общества в целом. Но завтрашний день, скорее всего, привнесет новую идею, которая будет необходима для дальнейшего социального прогресса консерватизм Востока. В таком видении Запад и Восток представляют собой единый механизм развития информационного общества. Подводя итого всему вышесказанному, необходимо сделать вывод, что на сегодняшний день уместнее говорить не о "столкновении цивилизаций" в информационном обществе, а о цивили-зационном диалоге культур, проявляющемся, прежде всего, в этнокультурном плюрализме, который можно рассматривать как этап на пути формирования информационного общества в глобальном масштабе. В третьем параграфе "Перспективы воздействия информационной революции на этнические компоненты культуры" автор рассматривает практические шаги, сделанные в последнее время ведущими государствами в области информатизации, и приходит к выводу, что в глобальный проект 20 информационного общества вовлечены лишь этнокультуры, следующие инновационной и технологической моделям развития. Коммуникация между традиционными локальными культурами осуществлялась в результате диалога между ними, через образование особого коммуникационного поля смыслового пересечения. Изменения в области коммуникации нарушают процессы синхронизации культуры, и новообразования в ней формируются столь стремительно, что не успевают адаптироваться к традиционной системе. Информационная революция привела к резкому увеличению скорости динамического изменения традиционных ценностей, сжатию временных рамок этого процесса, что не позволяет новым культурным символам и знакам адаптироваться к традиционной системе ценностей. Каждая из культур оказывает влияние на глобальное информационное поле, в каком-то смысле "окультуривая" и приближая его к собственным общекультурным нормам и традициям. В работе указано, что модификация традиции является в каждом случае результатом само структурирования этноса в ответ на изменение внешних культурно-политических условий существования этноса. Отсюда следует, что изменения, вызванные воздействием информационной революции, приводят не к разрушению этнической компоненты культуры, а наоборот, на первой стадии, к ее активной актуализации, что выразилось в начавшемся практически во всех индустриально развитых странах процессе этнического возрождении. А на второй стадии (по временным рамкам это середина 1990-х гг.) начался процесс упорядочивания и приспособления этнических структур к новым коммуникативным условиям. Это проявилось, прежде всего, в появлении определенной моды на выражение своей этнической принадлежности, что нашло свое выражение в массовой культуре. По мнению диссертанта, уход от замкнутых локальных культур это не отрицание ценностей конкретного этноса, данного общества, определяемых соответствующим пространством и временем, а переход к глобальным ценностям, которые носят общий характер для всего человечества, с учетом собственной уникальности. Исходя из этого, в обществе происходит постепенное вырабатывание определенных механизмов как защиты от разрушения систем традиционных ценностей и их одновременной адаптации к новым коммуникационным условиям, так и оценки новых образований в качестве культурных. Резкое изменение коммуникационного поля между традиционными локальными культурами и изменение имеющихся границ между ними при 21 вело к возникновению целого ряда культурообразующих компонентов нового тина, связывающих локальные культуры в единую систему. Связь между локальными культурами осуществляется в виде особого процесса, "диалога культур". Диалог этнокультур осуществляется в особом коммуникационном поле информационном. Если такое поле отсутствует, диалог становится невозможным, и культура оказывается относительно закрытой. Процесс диалога культур заключается в познании иной культуры через свою, а своей через другую путем культурной интерпретации и адаптации этих культур друг к другу, и происходит он в условиях смыслового несовпадения большей части обеих. Только в этой ситуации культуры в большей или меньшей степени взаимообогащают друг друга. Изменение ценностей постиндустриального общества приводит к возникновению интереса к малым традициям, локальной специфике образа жизни, мировоззрения разных народов и социальных групп. На место универсализации приходит "красота малого", признание достоинства и ценностного равноправия незаиадных культур. По мнению диссертанта, перспективы влияния информационной революции на этнические компоненты культуры следующие: доступность и разнообразие информации, получаемой по современным каналам массовой коммуникации, приводят, с одной стороны, к нарастанию однородности всемирного культурно-информационного пространства, к ослаблению и снятию всех барьеров и "занавесов", а с другой к возвращению к корням "своей" культуры. Однородность информационного пространства не навязывает принципиального сходства всех культур. Напротив, особую ценность приобретают черты несходства, несущие с собой дополнительную информацию, способную вызывать интерес в других местах информационной сети. Современная информационная революция является мощным фактором воздействия на менталитет людей, этносов, народов, цивилизаций, на мотивацию их действий и поведение. Таким образом, современные информационные технологии должны стать одним из инструментов становления гармоничного интегрального информационного общества, формирования гуманистического менталитета в воспитании поколений XXI века в духе культуры мира и ненасилия, что создаст дополнительные предпосылки для предотвращения столкновений государств и цивилизаций, укрепляя их сотрудничество и партнерство. В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы. 22 Главная идея диссертационного исследования заключается в том, что процесс информационной революции, затрагивая практически все общественные институты и стороны повседневной жизни, не является однозначным по своей природе. Процессы модернизации, с одной стороны, проходят через призму культурных традиций, с другой выступают в рамках данной культуры уже в опосредованном виде, что позволяет говорить, что информационные процессы не ведут к культурному обезличиванию общества. Все инновационные процессы в современном обществе напрямую увязаны с культурно-историческим миром и культурными традициями. В процессе становления информационного общества и глобальной цивилизации этническая определенность не уничтожается, а лишь изменяет свои конкретно-исторические проявления. Воздействие информационной революции ведет к стимуляции адаптационных защитных механизмов культуры, что нашло свое отражение в процессах современного этнического возрождения, получившего к концу XX века всемирный характер. С другой стороны, каждая из культур оказывает, в свою очередь, обратное влияние на глобальное коммуникативное поле, в каком-то смысле "окультуривая" и приближая его к собственным общекультурным нормам и традициям, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ: 1. Хоц А.Ю., Аксюмов Б.В. Информационная революция в контексте трансформации современной культуры // Проблемы философии культуры: Сборник статей. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. С. 20-24. (0,3 пл.) 2. Бабкин И.О., Пирцхалава З.Р., Хоц А.Ю. Аналитическая информация по результатам социологических исследований проблем межэтнических отношений на Ставрополье // Этнические проблемы современности: Материалы научной конференции. Выпуск 4. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. С. 60-78. (1,2 пл.) 3. Хоц А.Ю. Место этнической ментальное™ в структуре ментальности современного человека // Этнонациональная ментальность в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции / Под ред. проф. Л.П. Егоровой. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. С. 27-31. (0,3 п.л.) 4. Хоц А.Ю. Информационная революция и ее влияние на гармонизацию межэтнических отношений // Этнические проблемы современности. Выпуск 5. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе: 23 Материалы научной конференции (14-15 сентября 1999г.). Ставрополь: Изд-воСГУ, 1999. С. 145-148. (0,2 п.л.) 5. Хоц А.Ю. Информационное об |