Проверяемый текст
Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана. Коллективная монография / Под ред. профессора М.Я. Яхьяева. – Махачкала, 2008
[стр. 294]

294 сознательном, так и на бессознательном уровнях, поэтому изучение различных его проявлений в культуре позволило проследить некоторые черты подсознания, лежащие в их основе.
Рассматривая факторы качественных изменений в менталитете народов Дагестана, нужно учитывать, что его уникальность не только в его t многонациональное™, в стойкости его вековых адатов и обычаев.
Адат распространяется на общественную жизнь людей и на быт, охватывает семейно-бытовые отношения, духовную и материальную жизнь общества.
Особенность народов этого региона также и в их географическом расположении на стыке двух мировых культур азиатской и европейской.
В процессе многовекового общения горские народы Дагестана на генетическом, культурном и историческом опыте своего развития выработали специфические механизмы саморегулирования.
Одним из таких механизмов являются этнокультурные связи.
Они, как один из факторов процесса формирования менталитета, имеют большое значение в условиях обновления нашего общества.
Именно в этих изменившихся коренным образом условиях менталитет стал побудительной силой, основой самоуправления, самоорганизованности.
Феномен ментальности обладает сложной структурой.
Прежде всего, это самосознание народа, которое проявляется посредством целого комплекса разворачивающихся во времени (от эпохи к эпохе) и взаимообусловленных рефлексивных процессов.
Показателем существования такой общности в Дагестане является близость межэтнических установок и образов социальной перцепции межэтнического взаимодействия.
Позитивно на межэтнические отношения влияют деловые отношения между людьми разных национальностей, заключение браков между ними.
Таким образом, межэтнические установки теснейшим образом включены во всю систему общественных отношений и определяются широким кругом культурных и индивидуально-психологических характеристик.

Несомненно, что в *
[стр. 95]

95 людей различных национальностей они оценивают как гораздо более благополучные, чем социально-политические отношения.1 В Дагестане, как утверждает С.И.
Муртузалиев, в «основе толерантных межэтнических отношений народов Дагестана – не только хозяйственно-культурные и торговые связи, но и общность исторических судеб, куначеские и брачные связи».2 Наши предки успешно применяли общепринятые на Кавказе «нормы добрососедских взаимоотношений, народную дипломатию»3 , разрешая многие локальные стычки и конфликты, возникавшие из-за земли, власти, скота и других ценностей между различными государствами, союзами, общинами.
При этом полное урегулирование этнических конфликтов достигалось, как правило, через переговоры или маслиатский (третейский) суд с участием конфликтующих сторон.
Однако, не конфликты и войны, а куначество, добрососедство, дружественные контакты и связи определяли историю взаимоотношении дагестанцев.
Показателем существования такой общности является близость межэтнических установок и образов социальной перцепции межэтнического взаимодействия.
Позитивно на межэтнические отношения влияют деловые отношения между людьми разных национальностей, заключение браков между ними.
Таким образом, межэтнические установки теснейшим образом включены во всю систему общественных отношений и определяются широким кругом культурных и индивидуально-психологических характеристик.

К настоящему времени в этническом отношении Дагестан представляет собой множество средних и небольших по численности этносов, большая часть которых не имеет самостоятельного этнического статуса, а зачислена в состав других более крупных по численности народов.
Вместе с тем малочисленные народы продолжают сохранять свое этническое самосознание.4 М.А.
Абдуллаев считает, что «абсолютное большинство дагестанских специалистов по национальному вопросу приходили к неверному выводу, что дагестанские народы не доросли до нации и составляют народности и этнические группы.
Это они мотивировали тем, что у дагестанских народов нет самостоятельной экономической 1 См: Муртузалиев С.И.
Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (эмпирическое исследование в Дагестане и на Северном Кавказе) Махачкала, 2006.
С.81-82.
2 Муртузалиев С.И.
Указ.
соч.
С.97.
3 Абдуллаев М.А.
Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России).
Махачкала, 1993.
С.
294.
4 См.: Муртузалиев С.И.
Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (эмпирическое исследование в Дагестане и на Северном Кавказе) Махачкала, 2006.
С.96.

[Back]