Проверяемый текст
Мусаева, Зухра Мусаевна; Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия (Диссертация 2008)
[стр. 294]

294 сознательном, так и на бессознательном уровнях, поэтому изучение различных его проявлений в культуре позволило проследить некоторые черты подсознания, лежащие в их основе.
Рассматривая факторы качественных изменений в менталитете народов Дагестана, нужно учитывать, что его уникальность не только в его t многонациональное™, в стойкости его вековых адатов и обычаев.
Адат распространяется на общественную жизнь людей и на быт, охватывает семейно-бытовые отношения, духовную и материальную жизнь общества.
Особенность народов этого региона также и в их географическом расположении на стыке двух мировых культур азиатской и европейской.
В процессе многовекового общения горские народы Дагестана на генетическом, культурном и историческом опыте своего развития выработали специфические механизмы саморегулирования.
Одним из таких механизмов являются этнокультурные связи.
Они, как один из факторов процесса формирования менталитета, имеют большое значение в условиях обновления нашего общества.
Именно в этих изменившихся коренным образом условиях менталитет стал побудительной силой, основой самоуправления, самоорганизованности.
Феномен ментальности обладает сложной структурой.
Прежде всего, это самосознание народа, которое проявляется посредством целого комплекса разворачивающихся во времени (от эпохи к эпохе) и взаимообусловленных рефлексивных процессов.
Показателем существования такой общности в Дагестане является близость межэтнических установок и образов социальной перцепции межэтнического взаимодействия.
Позитивно на межэтнические отношения влияют деловые отношения между людьми разных национальностей, заключение браков между ними.
Таким образом,
межэтнические установки теснейшим образом включены во всю систему общественных отношений и определяются широким кругом культурных и индивидуально-психологических характеристик.
Несомненно, что в *
[стр. 121]

121 взаимодействия.
В итоге Чечня почти десять лет была средоточепием всех антирусских настроений и движений на Северном Кавказе.
Другая линия возникновения разделяющих маркеров в массовом сознании народов Северного Кавказа связана с существованием республик, биполярных в этническом отношении.
На «вызов Кавказа» активизацией мобилизационной готовности и этнической консолидации ответило лишь современное казачество.
Это практически единственное движение, построенное на национальном признаке в русскоязычных субъектах Северного Кавказа, преследующее политические цели.
Уверенное занятие этничностью статуса базовой ценности для многих российских народов (в том числе, постепенно, и для русского) неизбежно приводит к актуализации этнических неравенств.
Как отмечал Р.
Дарендорф, этническое неравенство присутствует в любом этническом пространстве, ибо этнические группы, точно так же как и все прочие социальные группы, образуют определенную иерархию.
Уже в самом этом обстоятельстве заложена потенция конфликта*.
Анализ этнополитических проблем в постсоветской России показывает, что они порождены столкновением или расхождением ведущих интенций в массовой психологии и массовом сознании этносов и наций, проживающих в Российской Федерации.
Феномен этнокультурной идентичности обладает сложной структурой, в которой можно выделить, по меньшей мере, четыре основных компонента, взаимосвязанных самым тесным образом.
Прежде всего, это самосознание народа, которое проявляется посредством целого комплекса разворачивающихся во времени (от эпохи к эпохе) и взаимообусловленных рефлексивных процессов.
Показателем существования такой общности в Дагестане является близость межэтнических установок и образов социальной перцепции межэтнического взаимодействия.
Позитивно на межэтнические отношения влияют деловые отношения между людьми разных национальностей, заключение браков между ними.
Таким образом,
Дарендорф Р.
Класс и классовый конфликт п индустриальном обществе.М.: Наука, 2005.


[стр.,122]

122 межэтнические установки теснейшим образом включены во всю систему общественных отношений и определяются широким кругом культурных и индивидуально-психологических характеристик.
Несомненно, что в
этнокультурном аспекте в Дагестане произошла актуализация исламских ценностей как духовного (исламская мифология и история), так ментальноповеденческого порядка.
Дня большинства населения республики представляется весьма важным следование бытовым традициям ислама, особенно в обрядовой сфере.
Еще важнее ощущение исторически предопределенной духовной приверженности этим традициям, чувство включенности этим определением в групповую общность соплеменников.
«В значительной мере влияние этнической культуры на личность объясняется и тем, что она требует от каждого преодоления пассивности, не терпит созерцательности, превращает человека в активного участника традиционных действий, праздников, обрядов, мероприятий и других событий.
Эта та особенность народных традиций, которая позволяет каждому проявить свою инициативу, развить своп способности и таланты на основе приобщения к особенному и общезначимому, существующему в этнической форме», считает М.Я.
Яхьяев.1 На уровне коллективного бессознательного этот факт играет роль индикатора этнокультурной индивидуальности этнической группы, ее особенности и отличительности от других групп в этническом и конфессиональном многообразии современного российского общества.
Для кавказских этнических групп характерным является формирование новых национально-государственных стереотипов, переход от этничности к национальности.
В целом в сознании исламского населения на постсоветском пространстве получили развитие две ведущих разнонаправленных интенции: этническая в форме «традиционного ислама», и религиозная в форме «чистого ислама».
Разнонаправленыость этих интенций сначала приводит к 1Яхьяев М.Я.
Традиционная культура народов Дагестана и патриотическое воспитание молодежи // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции «Изучение культурного наследия народов России актуальная задача».Махачкала, 2007.
С.
123.

[Back]