Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 32]

32 отражающей «нечто» целостное и живое, присущее только этому конкретному времени, то есть проблеме человека и той реальности, в которой он живет.
В своих работах ученый выявлял и изучал тот «общий фон», на котором покоилось «культурное состояние эпохи и который существовал в каждом члене исследуемых групп», [152, С.
1-17] выступая как определенная составляющая сознания.
Созвучные идеи высказывал и М.М.
Бахтин, утверждая, что необходимо внешнюю среду, воздействующую механически на личность, «заставить» говорить: раскрыть ее связь с ценностными представлениями той или иной
группы, общности, той или иной эпохи.
[47, С.366-370] Аналогичный принцип историко-социокультурного подхода в 6070-е годы XX века использовали А.В.
Арциховский, Н.В.
Воронин, Б.Л.
Романов и др., исследуя специфику культуры различных эпох и механизм функционирования на различных социальных и интеллектуальных уровнях.
В 1990-х годах в журнале «Вопросы философии» была организована понятийная дискуссия, посвященная этойтеме.
[262, С.26] По мнению В.Г.
Кусова, особенность философского толкования менталитета заключается в том, что он осмысливается с двух позиций: онтологически, как реальный феномен, который объективно существует,.и9 гносеологически, как теоретический конструкт, инструмент исследователя, смоделированный с целью более полного объяснения сложного общественного комплекса.
Вообще
менталитету придается функция интерпретационной модели, выражающей одну из сторон бытия социальных общностей.
[179, С.134] Обладая интегративным потенциалом, эта категория открывает возможность постичь в комплексе отличительные черты различных интерпретационных схем.
Б.В.
Марков отмечает, что данное понятие «призвано восполнить упрощенную модель сознания, в которой господствующим центром выступает рациональность, к тому же смоделированная по образцам ft инструментального и целерационального действия».
[206, С.80] Оно, как видно,
[стр. 12]

2.
Понятие ментальность определяется как феноуменальный процесс формирования объективной реальности в ходе взаимодействия чувственного и рационального восприятий.
3.
Обобщено соотношение основного содержания понятия этнической ментальности с релевантными понятиями.
4.
Проведено трансцендентально-герменевтическое истолкование этнической ментальности, выяснение соотношения особенного и общего в этничности.
5.
Осуществлена практическая демонстрация корреляции мышления и языка в этнической ментальности на примере чеченского этноса.
Положения, выносимые на защиту.
По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения: 1.
В разработке интересующей нас проблемы возможны два подхода.
Первый — онтологический — призван раскрыть ментальность как реальный феномен, который объективно существует.
Второй — гносеологический — осмысливает ментальность как инструмент исследователя, смоделированный с целью более полного объяснения сложного общественного комплекса.
2.
Термин ментальность фиксирует состояние сознания, не относящееся к общедоступным наблюдаемым фактам.
Ментальное своеобразие сознания прослеживается на глубинном уровне соотносимости сознания как целенаправленного акта и мозга как материи.
На генноэнергетическом уровне уже преддан рисунок мозга, и по мере развития индивида можно наблюдать как сознание универсум, соотносясь с предданностью человеческого мозга, формирует его сознание.
12

[стр.,34]

♦ соборной симфонической личности, Н.С.
Трубецкого о туранском элементе в русской культуре.
Отечественные философы довольно давно подошли к рассмотрению явления менталитета.
Хотя сам термин не использовался, проблема национального характера поднималась в XIXXX r r .
в дискуссиях о путях развития России (II.А.
Бердяев, Н.О.
Лосский.
К.Д.
Кавелин, представители «Евразийства» Н.С.
Трубецкой, П.Н, Савицкий).
Русский философ Л.П.
Карсавин писал о том, что исследование духовной культуры покоится на предположении о существовании чего-то общего более или менее значительной группе личностей.
Средний человек заключен в каждом реальном представителе своей группы.
Каждая индивидуальность заключает в себе ясно выраженными те или иные черты среднего человека, и выдающиеся личности оказываются особенно полезными и удобными для познания среднего.
В них та или иная черта достигает высокого напряжения и развития, а следовательно, и наглядности, благодаря чему возможно изучать ес более пристально и детально, как бы с помощью увеличительного стекла.
В известной работе «Основы средневековой религиозности в XII-XHI веках»1 Л.П.Карсавин раскрывает понятие «типический», подразумевая под этим различное.
Иногда говорят о типическом, чтобы указать яркое отличие.
В других случаях, под типическим подразумевают распространенное, соответствующее нашему среднему.
Созвучные идеи высказал и М.М.
Бахтин, утверждая, что необходимо внешнюю среду, воздействующую механически на личность, «заставить» говорить: раскрыть ее связь с ценностными представлениями той или иной
эпохи*2.
‘ Карсавин Л.П, Основы средневековой религиозности в XII-X1I1 веках.
-Г1г., 191 5.
21'ринева С.Б.
Менталитет и ментальность современной России.
-Невишю.мысск, 2003.
16.
34

[стр.,43]

социальный психоаи&пиз, герменевтика и метод философской компаративистики .>*При этом делается вывод о том, что «ментальность является синтетической характеристикой, позволяющей соединить рациональный способ миропонимания с социальным бессознательным»2.
Все это позволяет признать, что ментальность-общенаучное понятие.
Термин, ментальность обнаружил большой исследовательский потенциал.
Особенность философской интерпретации заключается в том, что менталитет осмысливается с двух позиций: онтологически, как реальный феномен, который объективно существует, и гносеологически, как теоретический конструкт, инструмент исследователя, смоделированный с целью более полного объяснения сложного общественного комплекса.
«Вообще,-пишет
В.Г.
Кусов^менталитету придается функция интерпретационной модели, выражающей одну из сторон бытия социальных общностей»1.
Онтологический анализ приведенных выше высказываний позволяет выделить следующие типы представлений о субстанции ментальности: 1.
Ментальность это нечто неструктурированное и вместе с тем определяющее эмоции, сознание и поведение людей.
2.
Ментальность это общая ориентация или совокупность предрасположенностей, установок, определенных чувств, сознания, поведения человека.
3.
Ментальность это структура, элемент сознания, определяющая действия его прочих элементов структур.
Иногда в качестве субстанции ментальности называется неосознанное, бессознательное.123 1Грищук А.И.
Философский анализ ментальности: содержание н методы исследования.
Дисс...
к*, филое.
наук.
-Москва.
2002.
-С.
72.
2Там же.
-С.
142.
3Кусов В.Г.
Категория ментальности в социологическом измерен ии//Социологичсские исследования.
-2000, № 9.
-С .
134.
43

[Back]