Проверяемый текст
Гершунский, Борис СеменовичФилософия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
[стр. 35]

35 1.
2.
Менталитет как объект системного исследования Очевидно, что чем шире круг социальных проблем, решение которых, так или иначе, связано с проявлением ментальных свойств индивидов или человеческих сообществ, тем более общей и всеохватывающей должна быть и используемая трактовка содержания категории «менталитет».
А это означает, в свою очередь, что тем сильнее должна быть выражена необходимость системного подхода к анализу и синтезу содержания данной категории.
К числу глобальных проблем современной цивилизации относится проблема духовного взаимодействия, взаимообогащения и постепенной интеграции все еще существенно различных и во многом искусственно разобщенных социумов.
Будучи прогностической, ориентированной не столько на отражение удручающих реалий современного мира, сколько на будущее, эта проблема, однако, все более настоятельно заявляет о себе уже сейчас, предопределяя жизненно важные приоритеты, стоящие перед человечеством.

Естественно, что первоосновой решения подобных, цивилизационных по своему масштабу, проблем должно быть выдвижение работоспособных гипотез, рассчитанных на целенаправленный поиск «технологий» и «механизмов» организации соответствующих интегративных акции.
Духовная интеграция социумов возможна лишь на основе познания, знания и постепенного преобразования (сближения и взаимообогащения) их менталитетов, а наиболее важное и технологически реальное направлен] решении этой глобальной цивилизационной проблемы связано с использованием прогностических возможностей сферы образования при условии постепенного сближения и интеграции философских оснований образовательно-воспитательной деятельности в различных социумах и рассмотрения функций менталеобразования в качестве высшего приоритета образовательно-педагогического целеполагания.
Вполне понятно, что такое предположение заставляет со всей возможной тщательностью рассмотреть статус менталитета в системе научного знания,
[стр. 84]

связанных между собой целей образования и самообразования на разных этапах жизненного пути человека;  исследовании долговременных перспектив развития сферы образования с учетом принципиально новых задач мировоззренческого характера, стоящих перед человеческой цивилизацией на пороге XXI века и третьего тысячелетия.
109 Для последующего рассмотрения обозначенных выше сложных и во многом принципиально новых вопросов нам предстоит, прежде всего, выявить специфику и междисциплинарные основания категории "менталитет" в системе современного научного знания, исследовать сущность разновидностей менталитета ("менталитет личности", "менталитет общества" и "менталитет социума" ), а также обосновать возможности реализации известной методологической триады "познание знание преобразование" применительно к изучению (познанию) менталитета, структурированию знания о нем и целенаправленному изменению (преобразованию) тех или иных ментальных характеристик.
Необходимость аспектного подхода к анализу категории "менталитет" В последнее время категории "менталитет", или "ментальность"* рассматриваются в самых различных ракурсах и аспектах.
Вполне естественно, что контекст рассмотрения существенно зависит от целей и задач, связанных с выявлением соответствующих характеристик менталитета, а содержание столь наукоемкой и междисциплинарной категории допускает тем самым различные трактовки и интерпретации.
Как отмечалось выше, цели образования сложны и иерархичны.
Но в принципиальном плане их можно разделить на две группы.
Первая группа целей имеет отношение к глобальным функциям образования как социального института, озабоченного состоянием и перспективами развития общества, социума, человеческой цивилизации.
Вторая группа имеет отношение к формированию личности конкретного человека в единстве его интеллектуальных, мировоззренческих и эмоционально-волевых качеств.
Конечно, эти группы целей выделены условно.
На самом деле, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Но вполне понятно, что в зависимости от типа решаемых образовательных задач, рассматриваемая ниже категория "менталитет" приобретает свои специфические особенности.
К числу глобальных проблем современной и, тем более, будущей цивилизации относится проблема духовного взаимодействия, взаимообогащения и постепенной конвергенции (интеграции) все еще существенно различных и во многом искусственно разобщенных социумов** .
110 Будучи прогностической, ориентированной не столько на отражение удручающих реалий современного мира, сколько на будущее, эта проблема, однако, все более настоятельно заявляет о себе уже сейчас, предопределяя жизненно важные приоритеты, стоящие перед человечеством.


[стр.,85]

Духовная конвергенция и интеграция социумов возможна лишь на основе познания, знания и постепенного преобразования (сближения и взаимообогащения) их менталитетов.
Наиболее важное и технологически реальное направление
в решении этой глобальной цивилизационной проблемы связано с использованием прогностических возможностей сферы образования при условии постепенного сближения и интеграции философских оснований образовательно-воспитательной деятельности в различных социумах и рассмотрения функций менталеобразования в качестве высшего приоритета образовательно-педагогического целеполагания.
Вполне понятно, что такое предположение заставляет со всей возможной тщательностью рассмотреть статус менталитета в системе научного знания,
обозначить рациональные пути изучения менталитета и, в конечном счете, приложения полученных знаний к практико-ориентированной "технологии" межсоциумных отношений.
Что же касается личностно-ориентированных функций образования, связанных с формированием комплекса качеств личности, способствующих наиболее полной жизненной самореализации каждого человека, то здесь особое значение приобретает рассмотрение категории "индивидуальный менталитет" и поиск методов индивидуального менталеформирования целенаправленного образовательного воздействия на соответствующие ментальные характеристики личности.
Возрастающий интерес к проблемам менталитета привел к появлению множества определений, характеризующих это понятие с самых разных позиций.
Наша задача состоит в том, чтобы выделить из достаточно большого набора понятий наиболее существенные и аргументированные категории, раскрыть их содержание и на основе синтеза этих категорий обозначить структуру и специфику индивидуального и коллективного менталитетов, а также менталитета социума.
В конечном счете, важно не столько знание менталитета личности или человеческой общности того или иного вида и масштаба само по себе.
Важна возможность исторически ретроспективного объяснения и прогностически аргументированного, вероятностного предсказания поведения, поступков индивидуального или коллективного субъекта в определенных видах деятельности и жизненных ситуациях.
Важно выявить возможности влияния на те или иные компоненты менталитета.
Сказанное выше предопределяет ракурс рассмотрения терминологической и смысловой сущности категории "менталитет".
Отдавая должное имеющемуся многообразию дефиниций, попытаемся вычленить те компоненты ментальности, которые в наибольшей мере 111 поддаются, доступны технологизации.
При этом имеется в виду активное и целенаправленное формирование, а в необходимых случаях осторожное, возможно, весьма длительное, но необходимое преобразование (коррекция) ментальности на основе только и исключительно природосообразных, гуманистических критериев, оправдывающих подобное целенаправленное вмешательство единственно возможными и нравственно допустимыми средствами средствами культуры и образования.
Подчеркнем: ни при каких обстоятельствах предпринимаемые вмешательства в зону ментальности, в те или иные ментальные преобразования не могут быть

[Back]