Проверяемый текст
Гершунский, Борис СеменовичФилософия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
[стр. 38]

38 больших групп, общественного сознания.
При этом речь не идет о ментальности в закрытых социальных пространствах и закрытых социальных системах; понятия «ментальность» и «системность» между собой не соотносятся как таковые.
Между тем, учитывая результаты проведенных исследований ментальности, можно констатировать тенденцию перехода от анализа сознания больших групп к анализу сознания в определенной социальной системе.
Понятие «ментальность» сегодня вбирает в себя опыт осмысления (и проблемность) всего, что происходит в обществе.
Заслуживает внимания тезис о дисперсии ментальности и факторах, которые могут привести ее к деформации.
Изучение ментальности и менталитета в условиях меняющегося сознания, масштабной трансформации, мобильности и динамизма в обществе представляет весьма перспективное направление.
Возрастающий интерес к проблемам менталитета привел к появлению множества определений, характеризующих это понятие с самых разных позиций.
Наша задача состоит в том, чтобы выделить из достаточно большого набора понятий наиболее существенные и аргументированные категории, раскрыть их содержание и на основе
их синтеза этих категорий обозначить структуру и специфику индивидуального и коллективного менталитетов, а также менталитета социума.
Известно, что категории представляют собой наиболее общие научные понятия, которые рассматриваются как узловые пункты, ступени познания человеком объективной действительности.
Но отличия «категорий» от «понятий», характеризующих тот или иной объект или явление, состоят не только в масштабности отражаемых ими реалий.
Категории усматривают в характеризуемых ими объектах не только сущее, но и должное, выходят из сферы «ставшего» знания, из сферы констатации в план нормативного знания, в план долженствования, предопределяющего возможные направления деятельности индивидуального или коллективного субъекта в процессе познания и преобразования действительности.
Именно эта деятельностная,
[стр. 85]

Духовная конвергенция и интеграция социумов возможна лишь на основе познания, знания и постепенного преобразования (сближения и взаимообогащения) их менталитетов.
Наиболее важное и технологически реальное направление в решении этой глобальной цивилизационной проблемы связано с использованием прогностических возможностей сферы образования при условии постепенного сближения и интеграции философских оснований образовательно-воспитательной деятельности в различных социумах и рассмотрения функций менталеобразования в качестве высшего приоритета образовательно-педагогического целеполагания.
Вполне понятно, что такое предположение заставляет со всей возможной тщательностью рассмотреть статус менталитета в системе научного знания, обозначить рациональные пути изучения менталитета и, в конечном счете, приложения полученных знаний к практико-ориентированной "технологии" межсоциумных отношений.
Что же касается личностно-ориентированных функций образования, связанных с формированием комплекса качеств личности, способствующих наиболее полной жизненной самореализации каждого человека, то здесь особое значение приобретает рассмотрение категории "индивидуальный менталитет" и поиск методов индивидуального менталеформирования целенаправленного образовательного воздействия на соответствующие ментальные характеристики личности.
Возрастающий интерес к проблемам менталитета привел к появлению множества определений, характеризующих это понятие с самых разных позиций.
Наша задача состоит в том, чтобы выделить из достаточно большого набора понятий наиболее существенные и аргументированные категории, раскрыть их содержание и на основе
синтеза этих категорий обозначить структуру и специфику индивидуального и коллективного менталитетов, а также менталитета социума.
В конечном счете, важно не столько знание менталитета личности или человеческой общности того или иного вида и масштаба само по себе.
Важна возможность исторически ретроспективного объяснения и прогностически аргументированного, вероятностного предсказания поведения, поступков индивидуального или коллективного субъекта в определенных видах деятельности и жизненных ситуациях.
Важно выявить возможности влияния на те или иные компоненты менталитета.
Сказанное выше предопределяет ракурс рассмотрения терминологической и смысловой сущности категории "менталитет".
Отдавая должное имеющемуся многообразию дефиниций, попытаемся вычленить те компоненты ментальности, которые в наибольшей мере 111 поддаются, доступны технологизации.
При этом имеется в виду активное и целенаправленное формирование, а в необходимых случаях осторожное, возможно, весьма длительное, но необходимое преобразование (коррекция) ментальности на основе только и исключительно природосообразных, гуманистических критериев, оправдывающих подобное целенаправленное вмешательство единственно возможными и нравственно допустимыми средствами средствами культуры и образования.
Подчеркнем: ни при каких обстоятельствах предпринимаемые вмешательства в зону ментальности, в те или иные ментальные преобразования не могут быть

[Back]