Проверяемый текст
Гершунский, Борис СеменовичФилософия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
[стр. 40]

40 этническом и (или) социальном отношениях.
[233, С.43] При изучении менталитета, как уже отмечалось, важно вскрыть причины тех или иных особенностей сознания, мировосприятия или поведения людей применительно к данной общности, а не только изучить уже состоявшееся интегральное массовое сознание или мировоззрение само по себе.
Тем не менее, обращение к философским, культурологическим и политологическим категориям, близким к категории «менталитет», представляется вполне оправданным, прежде всего, с точки зрения наведения «междисциплинарных мостов» между родственными, но все же существенно различными научными дефинициями.

Для всей мировой философии и общественных наук в целом конец XX века характерен своеобразным «антропологическим ренессансом».
Собственно размышления о человеке всегда были ключевыми для философии и других гуманитарных наук.
С тех пор как человек стал раздумывать об устройстве\ окружающего мира, он начал постигать и самого себя.
Усиливающееся внимание к феномену человека вызвано, прежде всего, потребностью индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в процессе его повседневного существования.
Современная наука действительно приблизилась к познанию многих природных явлений.
Но вместе с тем открывается все более глубокий пласт непознанного и непостижимого.
Не случайно все чаще люди ищут средства жизненной ориентации отнюдь не в разуме и науке, а в мифах, грезах, вероучениях, интуитивных прозрениях, иррациональных построениях.
Вполне естественно, что философы и обществоведы обсуждают сегодня не только проблемы социальнобиологической сущности человека, но и глубинные основания его психической и духовной жизни, психологические ориентации.
Особое место в истории культуры и философии занимает проблема сознания.
Как отмечает М.
К.
Мамардашвили, «сознание предельное понятие философии как таковой, о чем бы она ни была.
Будь то философия природы, общества, права, науки, морали и т.
п.
Основным орудием и предпосылкой
[стр. 91]

117 растения? Куда более доказательным является изучение корневой системы, из которой закономерно, обязательно (при нормальных условиях) разовьются те или иные побеги, растения, плоды...
Изучение ментальности, таким образом, представляется куда более сложной задачей, чем может показаться на первый взгляд, когда исследование глубинных исторических, религиозных, философских, культурологических (в широком смысле), психологических и образовательных "корней" менталитета подменяется пусть даже весьма репрезентативными статистически, но сугубо формальными процедурами социологического тестирования тех или иных стратифицированных (т.е.
разделенных по определенным признакам возрасту, профессии и т.п.) групп.
в) с точки зрения философии, культурологии, политологии В многочисленных публикациях, посвященных философским, культурологическим, политологическим и социологическим аспектам проблемы менталитета, наиболее часто используются следующие категории: "индивидуальное, общественное и массовое сознание", "самосознание и самопознание", "мировоззрение", "мировоззренческая культура", "мировидение", "космопсихологос", "национальный логос", "национальный мир", "космология духа"62 , "универсалии культуры", "образ мира", "знаковые системы" (в связи с дефинициями культуры)63 , "социальная память", "социальная идентификация", "общественное мнение", "социальная информация", "всеобщий интеллект", "умственный инструментарий", "доминанты мышления"64 , "политическое сознание", "политическая культура", "массовые настроения", "политико-психологический тезаурус", "психологическая оснастка" (применительно к принятию политических решений)65 и т.п.
Конечно, понятие "менталитет" используется, чаще всего, для характеристики своеобразия, специфики отношения к внешнему миру со стороны индивидов и человеческих общностей, различающихся в национально-этническом и (или) социальном отношениях.
При изучении менталитета, как уже отмечалось, важно вскрыть причины тех или иных особенностей сознания, мировосприятия или поведения людей применительно к данной общности, а не только изучить уже состоявшееся интегральное массовое сознание или мировоззрение само по себе.
Тем не менее, обращение к философским, культурологическим и политологическим категориям, близким к категории "менталитет", представляется вполне оправданным, прежде всего, с точки зрения наведения "междисциплинарных мостов" между родственными, но все же существенно различными научными дефинициями.

118 Сознание и менталитет Особое место в истории культуры и философии занимает проблема сознания.
Как отмечает М.К.Мамардашвили, "сознание предельное понятие философии как таковой, о чем бы она ни была.
Будь то философия природы, общества, права, науки, морали и т.п.
Основным орудием и предпосылкой
анализа в любом случае здесь будет являться и выступать так или иначе понимаемое сознание"66 .

[Back]