Проверяемый текст
Гершунский, Борис СеменовичФилософия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
[стр. 41]

41 анализа в любом случае здесь будет являться и выступать так или иначе понимаемое сознание».
[206, С.57] Сознание относится к сфере идеального, к своеобразной субъективной реальности, отражающей реальность внутреннего, духовного мира человека и его отдельных проявлений: мыслей, чувственных образов, внутренних побуждений, воображения, воли любой духовной деятельности вообще.
[54, С.58] Ключевое слово в данном утверждении — реальность.
Именно оно предопределяет обращение к феномену «сознание» во всех его ипостасях как к достойной изучения и, главное, поддающейся изучению сфере.
В принципиальном плане всякое сознание является индивидуальным, поскольку существует только в виде «живого» сознания реальных индивидов, воспринимающих, осмысливающих и оценивающих те или иные процессы материального и духовного
миров.
В своем персонифицированном виде индивидуальное сознание развивается вместе с развитием личности, оно индивидуально отражает принципиально неповторимые черты именно данной личности и в этом смысле всегда специфично и оригинально.
Вместе с тем индивидуальное сознание избирательно фиксирует и трансформирует, переводит на свой уровень инвариантные компоненты сознания того общества, той социальной сферы, в которых живет и функционирует индивид.
Его сознание, несомненно, детерминировано тем трансперсональным сознанием, которое реально существует в обществе.
Такое общественное сознание «обладает надличностным статусом.
Его содержание может косвенно, опосредованно существовать и в опредмеченном виде — в наличных формах культуры, в правовых документах, в функционировании социальных институтов».

[85, С.56-57] Но оно же воплощается во множество индивидуальных сознаний, хотя и не сводимо к их сумме.
Таким образом, между общественным и индивидуальным сознанием существует неразрывное единство, а все новообразования в общественном сознании имеют свой
[стр. 92]

В принципиальном плане всякое сознание является индивидуальным, поскольку существует только в виде "живого" сознания реальных индивидов, воспринимающих, осмысливающих и оценивающих те или иные процессы материального и духовного мира.
Вне личности индивидуального сознания не существует.
Индивидуальное сознание развивается вместе с развитием личности, оно индивидуально отражает принципиально неповторимые черты именно данной личности и в этом смысле всегда специфично и оригинально.
Вместе с тем, индивидуальное сознание избирательно фиксирует и трансформирует, переводит на свой уровень инвариантные компоненты сознания того общества, той социальной сферы, в которых живет и функционирует индивид.
Его сознание, несомненно, детерминировано тем трансперсональным сознанием, которое реально существует в обществе.
Такое общественное сознание обладает надличностным статусом.
Его содержание может косвенно, опосредованно существовать и в опредмеченном виде в наличных формах культуры, в правовых документах, в функционировании социальных институтов.

Но оно же воплощается во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводимо к их сумме.
Таким образом, между общественным и индивидуальным сознанием существует неразрывное единство, а все новообразования в общественном сознании имеют свой
источник в индивидуальном сознании, ибо новое содержание общественного сознания, в конечном итоге, создается только конкретными людьми.
Признавая принципиальную истинность указанных выше положений, которые с теми или иными незначительными нюансами воспроизводятся разными авторами, мы, вместе с тем, считаем необходимым акцентировать внимание на некоторых весьма существенных обстоятельствах.
Во-первых, по самой своей сути сознание относится к когнитивной, психофизиологической сфере человеческого существования.
Но если применительно к сознанию отдельного индивида это положение может считаться аксиоматичным, то по отношению к коллективному, общественному сознанию собственно психофизиологический аспект находит свое отражение лишь через весьма сложную процедуру некой интеграции индивидуальных сознаний.
Технологически такая 119 процедура вряд ли реальна, особенно на достаточно массовидном уровне.
Поэтому вместо своеобразного сложения разнонаправленных векторов индивидуальных сознаний и поиска их "равнодействующей" предпочитают ограничиваться характеристикой так называемого общественного мнения, определяемого относительно несложным, сугубо социологическим путем на основе анкетирования, интервьюирования, тестирования и тому подобных эмпирических методов.
Такие "срезы", несомненно, полезны, но их достоверность определяется лишь статистическими выкладками, то есть количественными способами.
О каких бы то ни было глубинных основаниях, причинах, объясняющих полученные, весьма относительные по своей достоверности данные, говорить, как правило, не приходится.
Ввиду и теоретической, и практической сложности выявления реально существующего общественного сознания, гносеологическая ценность этой категории оказывается весьма незначительной.
А фактическая подмена этой категории категорией "общественное

[Back]