Проверяемый текст
Гершунский, Борис СеменовичФилософия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
[стр. 47]

47 синхронно существующего с этими конкретными людьми общества.
Нередко предпочтение отдается приоритетам уже прошедших или даже (на уровне идеалов, надежд, верований) еще не наступивших эпох.
Отсюда следует весьма серьезный мировоззренческий вывод: взаимосвязь индивидуального и общественного менталитетов в данном временном интервале (во времени) весьма относительна,
и процессы индукции и дедукции в формировании соответствующих элементов индивидуальной и общественной ментальностей могут быть существенно сдвинуты во времени.
Иными словами, взаимопроникновение элементов индивидуальных и общественных ментальностей — это не индуктивно-дедуктивные «потоки сознания» по принципу «сообщающихся сосудов».
Общественная ментальность и, особенно, интегрально понимаемый менталитет социума,
в принципе, может «оторваться» по своему содержанию от конкретных, физических носителей индивидуального менталитета и существовать в виде субъективной реальности, независимо от ныне живущих людей.
Конечно, общественный менталитет и менталитет социума как субъективная реальность, как духовная субстанция имеют смысл лишь при наличии реальных или хотя бы потенциальных субъектов их восприятия — людей.
Но совсем не обязательно именно тех людей, которые сами принимали участие в создании и обогащении общественного менталитета и менталитета социума буквально.
В своем опредмеченном виде менталитет из субъективной реальности превращается во вполне объективную реальность, которая, в свою очередь, может быть востребована другими людьми, другими поколениями,
способствовать формированию или изменению их индивидуального и общественного менталитета и таким образом вновь стать реальностью субъективной.
Именно так, на основе передачи из поколения в поколение объективносубъективных ценностей и проявлений менталитета осуществляется связь
[стр. 96]

В отличие от индивидуального и общественного сознания, менталитет не ограничен лишь когнитивной, психофизиологической сферой человеческого существования.
Менталитет категория, прежде всего, социальная, а в более широком плане, и это надо подчеркнуть особо, категория моральная, нравственная.
Только при этих условиях менталитет может выполнять функции критериальных оснований по отношению к индивидуальному и общественному сознанию, мировоззрению и поведению.
Именно в социальной сфере, а отнюдь не только на уровне сознания, самосознания или подсознания личности, формируются те критериальные основания и ценности, с которыми человек сознательно или подсознательно сверяет свое отношение к жизни, свое поведение и поступки.
Именно глубинные, "корневые", относительно устойчивые, стабильные ментальные качества и характеристики, а отнюдь не подвижные и конформистски "гибкие" элементы индивидуального и общественного сознания, чувствительные ко всевозможным манипуляциям и деформациям и потому преходящие во времени, являются объектами социального наследования и сохраняются в долговременной социальной памяти, предопределяющей содержание и структуру социально-генетического кода и личности, и общества.
Менталитет это не столько ставший, уже состоявшийся результат человеческих отношений и поведения, сколько ожидание этого результата, который должен состояться на основе предопределяющих 123 его религиозных, философских, исторических, культурологических, экономических, научно-технических, политических, этических и образовательно-воспитательных доктрин, а также того жизненного уклада, который, с одной стороны, детерминирует эти доктрины, а с другой, сам меняется под влиянием этих изменяющихся во времени доктрин, испытывая их формирующее воздействие.
Если по отношению к личности менталитет все еще сохраняет примат своей социальнопсихологической, когнитивной сущности, и в этом смысле близок к категории "общественное сознание", отражая, прежде всего, критериальные, собственно социальные основания индивидуального сознания, то различия между общественным менталитетом и общественным сознанием оказываются уже весьма существенными.
Это находит свое отражение, прежде всего, в асинхронности существования индивидуального и общественного менталитетов.
В общественном менталитете и менталитете социума, применительно к данному поколению, всегда существуют те элементы, которые продуцированы прошлыми поколениями людей.
При этом индивидуальный менталитет ныне живущих людей далеко не всегда отражает приоритеты ментальности лишь синхронно существующего с этими конкретными людьми общества.
Нередко предпочтение отдается приоритетам уже прошедших или даже (на уровне идеалов, надежд, верований) еще не наступивших эпох.
Отсюда следует весьма серьезный мировоззренческий вывод: взаимосвязь индивидуального и общественного менталитетов в данном временном интервале (во времени) весьма относительна,
а процессы индукции и дедукции в формировании соответствующих элементов индивидуальной и общественной ментальностей могут быть существенно сдвинуты во времени.


[стр.,97]

Иными словами, взаимопроникновение элементов индивидуальных и общественных ментальностей это не индуктивно-дедуктивные "потоки сознания" по принципу "сообщающихся сосудов".
Общественная ментальность и, особенно, интегрально понимаемый менталитет социума,
как уже отмечалось, может "оторваться" по своему содержанию от конкретных, физических носителей индивидуального менталитета и существовать в виде субъективной реальности, независимо от ныне живущих людей.
Конечно, общественный менталитет и менталитет социума как субъективная реальность, как духовная субстанция, имеют смысл лишь при наличии реальных или хотя бы потенциальных субъектов их восприятия людей.
Но совсем не обязательно именно тех людей, которые сами принимали участие в создании и обогащении общественного менталитета и менталитета социума буквально.69 В своем опредмеченном виде менталитет из субъективной реальности превращается во вполне объективную реальность, которая, в свою очередь, может быть востребована другими людьми, другими поколениями,
124 способствовать формированию или изменению их индивидуального и общественного менталитета и, таким образом, вновь стать реальностью субъективной...
Именно так, на основе передачи из поколения в поколение объективно-субъективных ценностей и проявлений менталитета осуществляется связь
времен, спиралевидное восхождение ко все новым и новым вершинам человеческой духовности, наследование социально-генетического кода и социальной памяти народа.
Но, как и в случае общественно понимаемого сознания, общественный менталитет это, прежде всего, менталитет групповой, коллективный, принадлежащий человеческому сообществу, общности людей, объединенных по каким-либо признакам национальноэтническим, классовым, возрастным, профессиональным и т.п.
Естественно, что в зависимости от этих оснований и от масштабов сообщества, коллектива, группы в одно и то же время в том или ином интегрально понимаемом обществе, иными словами, в социуме может существовать множество не только индивидуальных, но и локальнообщественных менталитетов.
Речь, следовательно, может и должна идти об определенной матрице групповых, коллективных, но в любом случае, общественных менталитетов, различающихся по масштабности и по качественным признакам, условно фиксируемым как бы по вертикальной и горизонтальной осям матрицы.
Именно множественность общественных менталитетов в одном и том же социуме заставляет ввести и использовать, наряду с категорией "общественный менталитет", еще более масштабную категорию "интегральный менталитет социума".
Являясь общественным по своей сути, менталитет социума отражает те инвариантные характеристики индивидуальных и общественных менталитетов, которые дают наиболее общее и достаточно стабильное во времени представление о духовном мире, ценностных приоритетах и мировоззренческих установках всего народа, образующего данный социум, его мотивационных устремлениях и потенциальной поведенческой активности.
Будучи наиболее существенной характеристикой социума, выражая критериальные основания индивидуальных и общественных сознаний и мировоззрений, менталитет социума предопределяет инвариантные компоненты сменяющих друг друга парадигм общественного развития, жизнедеятельности и жизнетворчества людей.
В этом случае он

[Back]