Проверяемый текст
Гершунский, Борис СеменовичФилософия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
[стр. 48]

48 времен, спиралевидное восхождение ко все новым и новым вершинам человеческой духовности, наследование социально-генетического кода в социальной памяти народа.
Но, как и в случае общественно понимаемого сознания, общественный менталитет это, прежде всего, менталитет групповой, коллективный, принадлежащий человеческому сообществу, общности людей, объединенных по каким-либо признакам национально-этническим,
религиозным, возрастным, профессиональным и т.
п.
Естественно, что в зависимости от этих оснований и от масштабов сообщества, коллектива, группы в одно и то же время в том или ином интегрально понимаемом обществе, иными словами, в социуме может существовать множество не только индивидуальных, но и локально-общественных менталитетов.
Речь, следовательно, может и должна идти об определенной матрице групповых, коллективных, но, в любом случае, общественных менталитетов, различающихся по масштабности и по качественным признакам, условно фиксируемым
вертикальной и горизонтальной осями матрицы.
Будучи наиболее существенной характеристикой социума, выражая критериальные основания индивидуальных и общественных сознаний и мировоззрений, менталитет социума предопределяет инвариантные компоненты сменяющих друг друга парадигм общественного развития, жизнедеятельности и жизнетворчества людей.
В этом случае он
выполняет «неформальную нормативную функцию регулирования мировоззренческих иповеденческих механизмов общественной жизни народа».
[96, С.19] Менталитет социума играет решающую роль в поведении народных масс.
Именно он порождает, в конечном итоге, геополитические и социально экономические сдвиги исторического масштаба в развитии соответствующих социумов и человеческой цивилизации.
Менталитет социума представляет собой наиболее стабильную во времени духовную субстанцию, присущую данному социуму.
Это позволяет с оправданным оптимизмом апеллировать
[стр. 97]

Иными словами, взаимопроникновение элементов индивидуальных и общественных ментальностей это не индуктивно-дедуктивные "потоки сознания" по принципу "сообщающихся сосудов".
Общественная ментальность и, особенно, интегрально понимаемый менталитет социума, как уже отмечалось, может "оторваться" по своему содержанию от конкретных, физических носителей индивидуального менталитета и существовать в виде субъективной реальности, независимо от ныне живущих людей.
Конечно, общественный менталитет и менталитет социума как субъективная реальность, как духовная субстанция, имеют смысл лишь при наличии реальных или хотя бы потенциальных субъектов их восприятия людей.
Но совсем не обязательно именно тех людей, которые сами принимали участие в создании и обогащении общественного менталитета и менталитета социума буквально.69 В своем опредмеченном виде менталитет из субъективной реальности превращается во вполне объективную реальность, которая, в свою очередь, может быть востребована другими людьми, другими поколениями, 124 способствовать формированию или изменению их индивидуального и общественного менталитета и, таким образом, вновь стать реальностью субъективной...
Именно так, на основе передачи из поколения в поколение объективно-субъективных ценностей и проявлений менталитета осуществляется связь времен, спиралевидное восхождение ко все новым и новым вершинам человеческой духовности, наследование социально-генетического кода и социальной памяти народа.
Но, как и в случае общественно понимаемого сознания, общественный менталитет это, прежде всего, менталитет групповой, коллективный, принадлежащий человеческому сообществу, общности людей, объединенных по каким-либо признакам национальноэтническим,
классовым, возрастным, профессиональным и т.п.
Естественно, что в зависимости от этих оснований и от масштабов сообщества, коллектива, группы в одно и то же время в том или ином интегрально понимаемом обществе, иными словами, в социуме может существовать множество не только индивидуальных, но и локальнообщественных менталитетов.
Речь, следовательно, может и должна идти об определенной матрице групповых, коллективных, но в любом случае, общественных менталитетов, различающихся по масштабности и по качественным признакам, условно фиксируемым
как бы по вертикальной и горизонтальной осям матрицы.
Именно множественность общественных менталитетов в одном и том же социуме заставляет ввести и использовать, наряду с категорией "общественный менталитет", еще более масштабную категорию "интегральный менталитет социума".
Являясь общественным по своей сути, менталитет социума отражает те инвариантные характеристики индивидуальных и общественных менталитетов, которые дают наиболее общее и достаточно стабильное во времени представление о духовном мире, ценностных приоритетах и мировоззренческих установках всего народа, образующего данный социум, его мотивационных устремлениях и потенциальной поведенческой активности.
Будучи наиболее существенной характеристикой социума, выражая критериальные основания индивидуальных и общественных сознаний и мировоззрений, менталитет социума предопределяет инвариантные компоненты сменяющих друг друга парадигм общественного развития, жизнедеятельности и жизнетворчества людей.
В этом случае он


[стр.,98]

выполняет неформальную нормативную функцию регулирования мировоззренческих и поведенческих механизмов общественной жизни народа.
Менталитет социума представляет собой наиболее стабильную во времени духовную субстанцию, присущую данному социуму.
Это позволяет с оправданным оптимизмом апеллировать
именно к данной категории при рассмотрении наиболее существенных проблем 125 развития, взаимодействия и духовной интеграции социумов.
Что же касается ценностноцелевых приоритетов образования, то и в этом случае, помимо естественного обращения к индивидуальным параметрам менталитета, апелляция к интегрально понимаемому менталитету социума вполне оправдана, поскольку, в конечном итоге, высшей ценностью и иерархически высшей целью образования являются именно ментальные характеристики и личности, и социума в их естественной взаимосвязи и взаимозависимости.
Методологические предпосылки организации процесса исследования менталитета Трактовка менталитета не столько в плане уже состоявшихся фактов и результатов, сколько в плане ожидаемых, потенциально возможных проявлений соответствующих ментальных свойств, существенно влияет на методологию и методы изучения менталитета как на уровне социума в целом, так и на уровне стратифицированных по тем или иным признакам групп и отдельных индивидов.
Преимущественно используемые в настоящее время социологические методы позволяют судить лишь о верхушечной части "айсберга" менталитета, о его сугубо внешних проявлениях на уровне общественного мнения.
Но эти проявления связаны не столько с менталитетом, сколько с фиксируемым в момент социологического "среза" общественным или индивидуальным сознанием.
Учитывая чувствительность этого поверхностного слоя к случайным или специально организованным (идеологическим, агитационно-пропагандистским, а то и репрессивным) возмущающим воздействиям, нельзя принимать результаты подобных социологических исследований за подлинные исследования ментальности.
Только скрупулезный анализ фундаментальных оснований менталитета исследуемого социума (религиозных, философских, исторических, культурологических, экономических, политических, психологических, образовательно-педагогических) позволяет установить истинную природу ментальности не только интегрально понимаемого социума, но и глубинные основания многообразных общественных и индивидуальных менталитетов70 .
Сложность же задачи определения личностного менталитета связана с тем, что познание ментальных характеристик личности не может ограничиваться неким набором формальных процедур, фиксирующих лишь "ставшее", статичное состояние тех или иных компонентов менталитета.
Истинная, а значит, интегративная характеристика личности может быть получена лишь на основе изучения динамики, процесса реальной жизнедеятельности человека в развивающемся вместе с ним социуме.
Эта характеристика находит свое выражение в достаточно устойчивых в разных обстоятельствах поступках человека.
И не столько в локальных действиях, сколько в своеобразной "линии поведения".
126

[Back]