53 религиозной ориентации, сословной дифференциации, принятых философских и политических парадигм и доктрин являются первопричиной несостоятельных и даже трагических по своим последствиям решений и в процессе управления общественными системами, и в реальной практике взаимодействия этих систем. Если при изучении индивидуальных и групповых характеристик ментальности (особенно на начальном этапе) социологические исследования являются весьма полезными, допустимыми и даже необходимыми, то при изучении менталитета социума в целом дело обстоит принципиально по-иному. Идеальных методов для изучения столь глобального объекта, как ментальность социума, не существует и, по-видимому, не может существовать вообще по нескольким причинам. Во-первых, какая бы то ни.было используемая структура менталитета социума всегда будет недостаточно полной, поскольку речь может идти лишь о наиболее существенных сторонах тех или иных ментальных характеристик, никогда не охватывающих все многообразие духовной жизни народа, особенно в историческом развитии, в динамике. Во-вторых, если ментальность социума — это не столько ставший, конечный результат духовного развития, сколько потенциальная возможность этого результата, его критериальная основа, его ожидание, то любые «перерывы непрерывности», «срезы», «остановки в пути» уже несут в себе достаточно очевидную подмену динамичной картины развития ментальности ее (неизмеримо менее богатыми нюансами, свойственными любому процессу движения) статичным изображением. Наконец, в-третьих, менталитет — категория междисциплинарная, а значит, и методология его изучения должна быть ориентирована на использование системных, междисциплинарных методов. Но таких универсальных методов, которые бы синтезировали в себе специфические особенности разных наук, в природе не существует, если, конечно, иметь в виду их безупречную действенность. Системным, междисциплинарным может быть только культурологический подход. Менталитет социума как, несомненно, субстанция духовная находит свое |
разработкой гипертрофированных по своей значимости, прагматично сориентированных тестовых методик самого различного типа, рассчитанных на получение конкретных рекомендаций о наиболее эффективном использовании личностного потенциала человека в подчеркнуто конкретных жизненных ситуациях, связанных с выбором тех или иных образовательных программ, приемом на работу, продвижением по службе и т.п. При этом основное внимание уделяется не столько изучению динамики развития тех или иных ментальных характеристик личности в их генезисе и многоаспектной детерминации, сколько "фотографии" конкретных личностных (чаще всего, сугубо образовательных) приобретений, реализуемых в заранее обусловленных ситуациях и видах практической деятельности73 . Но если проблема изучения индивидуального менталитета с теми или иными оговорками находится в зоне исследовательского внимания и поиска, то проблема общественного менталитета и, тем более, менталитета социума, характеризующего неизмеримо более сложные параметры интегрального мироощущения и мировоззрения человеческих сообществ той или иной масштабности, лишь относительно недавно стала предметом специальных и целенаправленных научных изысканий. Между тем, именно незнание или недостаточное внимание к проблемам менталитета социума с учетом многоплановых различий человеческих общностей, их национальной специфики, культурно-этнического уклада, религиозной ориентации, сословной дифференциации, принятых философских и политических парадигм и доктрин являются первопричиной несостоятельных и даже трагических по своим последствиям решений и в процессе управления общественными системами, и в реальной практике взаимодействия этих систем. Если при изучении индивидуальных и групповых характеристик ментальности (особенно на начальном этапе) социологические исследования являются весьма полезными, допустимыми и даже необходимыми, то при изучении менталитета социума в целом дело обстоит принципиально по-иному. Менталитет социума как, несомненно, субстанция духовная, находит свое материализованное воплощение в культуре. Культура основа менталитета любого социума, его своеобразный эквивалент, находящий отражение в многочисленных материальных носителях 128 книгax, произведениях искусства, исторических памятниках, научных публикациях, археологических свидетельствах динамики жизненного уклада и т.д. По существу, менталитет социума производное от широко понимаемой культуры, хотя и сам менталитет порождает и изменяет культуру. Пласты культуры многообразны. Поэтому чрезвычайно важно выделить те "культуроемкие" и "менталеемкие" сферы, которые позволяют обнаружить исходные, "родниковые" источники менталитета и, вместе с тем, указать на "технологически" реальные возможности его познания, формирования и преобразования. Культура целостная среда, "это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства"74 . |