Проверяемый текст
Гершунский, Борис СеменовичФилософия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
[стр. 54]

материализованное воплощение в культуре.
Культура —
квинтэссенция менталитета любого социума, его своеобразный эквивалент, находящий отражение в многочисленных материальных носителях — книгах, произведениях искусства, исторических памятниках, научных публикациях, археологических свидетельствах динамики жизненного уклада и т.
д.
По существу, менталитет социума — производное от широко понимаемой культуры, хотя и сам менталитет порождает и изменяет культуру.
Пласты культуры многообразны.
Поэтому чрезвычайно важно выделить те «культуроемкие» и «менталеемкие» сферы, которые позволяют обнаружить исходные, «родниковые» источники менталитета и, вместе с тем, указать на «технологически» реальные возможности его познания, формирования и преобразования.

История, религия, философия, искусство и образование составляют Ф основу культуры.
Именно эти сферы позволяют сфокусировать внимание на
& двух существенных и взаимосвязанных направлениях в изучении ментальности социума.
Одно из этих направлений можно (разумеется, условно) назвать изучением сущего, а другое — изучением должного.

Действительно, история, религия и философия (а в значительной мере — их естественный симбиоз, синтез) создают своеобразное познавательное поле для изучения сущего, тех глубинных оснований и мировоззренческих идей, которые предопределяют содержание соответствующей ментальности.
Что же касается искусства и, в еще большей мере, образования, то эти сферы отличаются достаточно четко выраженной нормативностью и позволяют судить, о том, почему и как именно формировалась (и формируется ныне)' та или иная ментальность социума, каким путем, с помощью каких технологий содержательные основания ментальности переходят в соответствующие параметры мировоззрения и ожидаемого поведения людей.

54
[стр. 100]

разработкой гипертрофированных по своей значимости, прагматично сориентированных тестовых методик самого различного типа, рассчитанных на получение конкретных рекомендаций о наиболее эффективном использовании личностного потенциала человека в подчеркнуто конкретных жизненных ситуациях, связанных с выбором тех или иных образовательных программ, приемом на работу, продвижением по службе и т.п.
При этом основное внимание уделяется не столько изучению динамики развития тех или иных ментальных характеристик личности в их генезисе и многоаспектной детерминации, сколько "фотографии" конкретных личностных (чаще всего, сугубо образовательных) приобретений, реализуемых в заранее обусловленных ситуациях и видах практической деятельности73 .
Но если проблема изучения индивидуального менталитета с теми или иными оговорками находится в зоне исследовательского внимания и поиска, то проблема общественного менталитета и, тем более, менталитета социума, характеризующего неизмеримо более сложные параметры интегрального мироощущения и мировоззрения человеческих сообществ той или иной масштабности, лишь относительно недавно стала предметом специальных и целенаправленных научных изысканий.
Между тем, именно незнание или недостаточное внимание к проблемам менталитета социума с учетом многоплановых различий человеческих общностей, их национальной специфики, культурно-этнического уклада, религиозной ориентации, сословной дифференциации, принятых философских и политических парадигм и доктрин являются первопричиной несостоятельных и даже трагических по своим последствиям решений и в процессе управления общественными системами, и в реальной практике взаимодействия этих систем.
Если при изучении индивидуальных и групповых характеристик ментальности (особенно на начальном этапе) социологические исследования являются весьма полезными, допустимыми и даже необходимыми, то при изучении менталитета социума в целом дело обстоит принципиально по-иному.
Менталитет социума как, несомненно, субстанция духовная, находит свое материализованное воплощение в культуре.
Культура
основа менталитета любого социума, его своеобразный эквивалент, находящий отражение в многочисленных материальных носителях 128 книгax, произведениях искусства, исторических памятниках, научных публикациях, археологических свидетельствах динамики жизненного уклада и т.д.
По существу, менталитет социума производное от широко понимаемой культуры, хотя и сам менталитет порождает и изменяет культуру.
Пласты культуры многообразны.
Поэтому чрезвычайно важно выделить те "культуроемкие" и "менталеемкие" сферы, которые позволяют обнаружить исходные, "родниковые" источники менталитета и, вместе с тем, указать на "технологически" реальные возможности его познания, формирования и преобразования.

Культура целостная среда, "это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения народом, нацией.
В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства"74 .


[стр.,101]

История, религия, философия, наука, искусство и образование, при всей своей достаточно очевидной нерядоположенности, составляют основу культуры.
Именно эти сферы позволяют сфокусировать внимание на
двух чрезвычайно существенных и взаимосвязанных направлениях в изучении ментальности социума.
Одно из этих направлений можно (разумеется, условно) назвать изучением сущего, а другое изучением должного.

В самом деле, история, религия, философия, наука (и в значительной мере их естественный симбиоз, синтез) создают своеобразное познавательное поле для изучения сущего, тех глубинных оснований и мировоззренческих идей, которые предопределяют содержание соответствующей ментальности.
Что же касается искусства и, в еще большей мере, образования, то эти сферы отличаются достаточно четко выраженной нормативностью и позволяют судить о том, почему и как именно формировалась (и формируется ныне) та или иная ментальность социума, каким путем, с помощью каких технологий содержательные основания ментальности переходят в соответствующие параметры мировоззрения и ожидаемого поведения людей.

Таким образом, апелляция к указанным выше сферам позволяет рассчитывать на познание и содержания ментальности социума, и процесса ее становления.
Проблемы преобразования менталитета социума Сложность проблемы целенаправленного формирования, закрепления и преобразования менталитета привела к тому, что до настоящего времени в сколько-нибудь явном виде она не ставилась вовсе, а в многочисленных публикациях, посвященных проблемам менталитета, основное внимание исследователей привлекает лишь цепочка "знание129 познание" без заключительного элемента "преобразование".
Между тем, именно целостная триада "знание-познание-преобразование" по отношению к проблемам менталитета может претендовать на логическую завершенность, оставляя исследователям чрезвычайно важный участок не только для научной, но и практической деятельности по целенаправленному обогащению (формированию,закреплению, преобразованию) генетического кода ментальности социума в целом и отдельных, более легко поддающихся преобразованию, индивидуальных и общественных ментальных характеристик, в частности.
В условиях тоталитаризма идеи насильственного влияния на общественной менталитет, изменения генетического кода ментальности в интересах господствующей моноидеологии (коммунизма, национал-социализма, расизма, религиозного фундаментализма и т.п.) оказываются весьма популярными.
Действительно, задачи изменения генетического кода индивидуального и общественного менталитетов по своей значимости отнюдь не уступают проблематике, связанной с изменениями биологически понимаемого генетического кода.
Не случайно в научный оборот вошли вполне правомерные с собственно научной точки зрения понятия "социальная генетика", "социально-генетическая инженерия" и т.п.
Но, как это нередко бывает, этими научными возможностями быстрее всех завладевают именно те политически режимы, которые в собственных целях готовы немедленно использовать их для бесчеловечных экспериментов над своим народом.

[Back]