к. означает определенную совокупность устоявшихся неосознанных форм мировосприятия... Менталитет это свойственная определенной группе людей система неосознанных регуляторов жизни и поведения, непосредственно вытекающая из соответствующей ментальности и, в свою очередь, поддерживающей эту ментальность». [246, С.38-41] Такое определение является в определенной степени однобоким, т. к. во-первых, в нем говорится лишь об одной стороне ментального, а именно о наличии в ментальном пласт бессознательного, во-вторых, ментальное однозначно не соотнесено с коллективной психологией. Термин «ментальность» обнаружил большой исследовательский потенциал. Особенность философской интерпретации заключается в том, что менталитет осмысливается с двух позиций: онтологически, как реальный феномен, который объективно существует, и гносеологически, как теоретический конструкт, инструмент исследователя, смоделированный с целью более полного объяснения сложного общественного комплекса. «Вообще,пишет В.Г. Кусов,-менталитету придается функция интерпретационной модели, выражающей одну из сторон бытия социальных общностей». [179, С.134] Онтологический анализ приведенных выше высказываний позволяет выделить следующие типы представлений о субстанцииментальности: 1. Ментальность — это нечто неструктурированное и вместе с тем определяющее эмоции, сознание и поведение людей. 2. Ментальность это общая ориентация или совокупность предрасположенностей, установок, определенных чувств, сознания, поведения человека. 3. Ментальность — это структура, элемент сознания, определяющая действия его прочих элементо. Иногда в качестве субстанции ментальности называется неосознанное, бессознательное. 59 |
социальный психоаи&пиз, герменевтика и метод философской компаративистики .>*При этом делается вывод о том, что «ментальность является синтетической характеристикой, позволяющей соединить рациональный способ миропонимания с социальным бессознательным»2. Все это позволяет признать, что ментальность-общенаучное понятие. Термин, ментальность обнаружил большой исследовательский потенциал. Особенность философской интерпретации заключается в том, что менталитет осмысливается с двух позиций: онтологически, как реальный феномен, который объективно существует, и гносеологически, как теоретический конструкт, инструмент исследователя, смоделированный с целью более полного объяснения сложного общественного комплекса. «Вообще,-пишет В.Г. Кусов^менталитету придается функция интерпретационной модели, выражающей одну из сторон бытия социальных общностей»1. Онтологический анализ приведенных выше высказываний позволяет выделить следующие типы представлений о субстанции ментальности: 1. Ментальность это нечто неструктурированное и вместе с тем определяющее эмоции, сознание и поведение людей. 2. Ментальность это общая ориентация или совокупность предрасположенностей, установок, определенных чувств, сознания, поведения человека. 3. Ментальность это структура, элемент сознания, определяющая действия его прочих элементов структур. Иногда в качестве субстанции ментальности называется неосознанное, бессознательное.123 1Грищук А.И. Философский анализ ментальности: содержание н методы исследования. Дисс... к*, филое. наук. -Москва. 2002. -С. 72. 2Там же. -С. 142. 3Кусов В.Г. Категория ментальности в социологическом измерен ии//Социологичсские исследования. -2000, № 9. -С . 134. 43 |