Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 63]

63 традициями, особой социальной символикой, особым языком, который практически интуитивно понимается «своими».
Второй слой-духовная самость, которая характеризует собственно культуру конкретной социальной общности, специфику этой культуры и
ее адаптивные способности.
Третий слой — социальный отклик — отражает
социумный, или макросоциальный, уровень («барин нас рассудит»).
Четвертый
метасоциальный слой менталитета характеризует этнокультурную ориентацию вовне, одновременно обращенную внутрь себя («Москва-третий Рим»).
Каждый из описанных «слоев», или уровней структуры менталитета, выступая доминирующим в ментальной структуре той или иной социальной общности, предопределяет культурный архетип.
Авторы не приводят доказательства существования иерархии в структуре ментальности.
Впрочем, такого рода доказательств нет в рассуждениях об иерархическом устройстве сознания индивида.
«Скорее всего — пишет Е.Я.Таршис мы имеем дело с господством стереотипа мышления, который исследователь навязывает изучаемому явлению.
Поэтому, по крайней мере, можно предположить при рассуждениях о принципе организации структуры ментальности, что уровней и слоев ментальности нет и что вообще содержание ментальности структурировано не на метрических основах».

[287, С.
21] Следующий автор Б.С.
Гершунский утверждает, что «менталитет представляет собой критериальную основу личностного и общественного сознания»
[92, С.
57] и в связи с этим различает: индивидуальный менталитет — на уровне конкретного человека; общественный менталитет — на уровне группы, коллективов, сообществ, отличающихся по национально-этническим, классовым, профессиональным, возрастным и иным признакам; менталитет социума на уровне интегрально понимаемого общества, всего народа, V / проживающего в данной социально Менталитет социальная, а в более широком моральная нравственная Ii f
[стр. 49]

изучить среду, в которой существовали или существуют люди: природные условия, средства коммуникации, обмен, состояние техники.
«Поскольку мир этот исторически изменчив, то изменчиво и сознание людей, отмечает А.Я.Гуревич.
Оно детерминировано всем строем общества, его структурой, системой ценностей, религией, обычаями, господствующими нравственными нормами.
Человек-член социальной группы, которая в значительной мере моделирует его сознание и определяет его поступки»1, И.В.
Мостовая, А.Г.
Скорик12 предлагают следующую четырехуровневую структуру менталитета.
Первый слой предлагаемой структуры составляет так называемая партикулярная культура, которая формируется преимущественно на уровне массового бессознательного, проявляющего себя при движении из сферы частной жизни в социокультурное «психе» локального человеческого сообщества и обратно; в TcjSce время партикулярная культура существует и как феномен индивидуального бессознательного, отражая общие тенденции частной жизни и во многом обусловливая формирование личности и ее социальных ролей, а также характер взаимодействия с другими индивидами.
Эго привычно бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности -словом, отчасти нерефлексируемый обыденный мир социальных взаимодействий-с его устоявшимися традициями, особой социальной символикой, особым языком, который практически интуитивно понимается «своими».
Второй слой-духовная самость, которая характеризует собственно культуру конкретной социальной общности, специфику этой культуры и
се адаптивные способности.
Третий слой-социальный отклик-отражает
1Гуревич Л.Я.
Указ.
сом.
-С.97.
2Мостовая И.В., Скорик А.П.
Архетипы и ориентиры российской ментальности//Полис.
-1995.
№ 4.
-С.
69-76.


[стр.,50]

социумный, или макросоциальный, уровень («барин нас рассудит»).
Четвертый-мегасоциальный-слой
менталитета характеризует этнокультурную ориентацию вовне, одновременно обращенную внутрь себя («Москва-третий Рим»).
Каждый из описанных «слоев», или уровней структуры менталитета, выступая доминирующим в ментальной структуре той или иной социальной общности, предопределяет культурный архетип.
Авторы не приводят доказательства существования иерархии в структуре ментальности.
Впрочем, такого рода доказательств нет в рассуждениях об иерархическом устройстве сознания индивида.
«Скорее всего-пишет Е.Я.Таршис-мы имеем дело с господством стереотипа мышления, который исследователь навязывает изучаемому явлению.
Поэтому, по крайней мере, можно предположить при рассуждениях о принципе организации структуры ментальности, что уровней и слоев ментальности нет, и что вообще содержание ментальности структурировано не на метрических основах»1.

Следующий автор Б.С.
Гершунский утверждает, что «менталитет представляет собой критериальную основу личностного и общественного сознания»12
и в связи с этим различает: индивидуальный менталитет-на уровне конкретного человека; общественный менталитет-на уровне группы, коллективов, сообществ, отличающихся по национально-этническим, классовым, профессиональным, возрастным и иным признакам; менталитет социума-на уровне интегрально понимаемого общества, всего народа, проживающего в данной социально-государственной среде.
Менталитет-категория, 1Таршис Б.Я.
Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задач исследования.
-M..I999.
-С.21.
2Гершунский Б.С.
Менталитет и образование.
Учебное пособие для студентов.
-М., 1996.-С.
57.

[Back]