66 С. 37] Ядро здесь является устойчивым и необходимым образованием любой общественной системы, в которой содержится основная информация. Первичным структурным отображением системообразующего фактора менталитета выступает ценностно-нормативное ядро — это интегративная характеристика культурной системы, отражающая ее глубинные и устойчивые черты, определяющая специфику политического устройства, хозяйственноэкономическую деятельность и другие формы общественного бытия. Н.В. Поддубный пишет, что «любая система является одновременно и целым и частью, потому она одновременно и открытая и закрытая, это относится и к миру в целом, что вполне согласуется с диалектикой. Следовательно, закономерность, необходимость, детерминированность имеют место при рассмотрении системы как замкнутого целого, а случайность —при рассмотрении ее как открытой, отсюда возникает закономерность случайного и случайность закономерного, их диалектическое единство». [238, С. 495] Н.В. Поддубный, рассматривая человека как самоорганизующуюся систему, выделяет два уровня пересекающихся систем —биологический и социальный. В * человеке как представителе биологического рода ядром является нервная система, она выступает посредником между организмом и внешней средой. Появление социальной формы жизни наших далеких предков является важнейшим этапом в усложнении и увеличении разнообразия условий жизни, в эволюционной линии человеческого рода. Поведение членов сообщества является наиболее сложным, разнообразным из всего окружения, к которому нужно приспосабливаться, и эта сложность становится важнейшим фактором эволюции, который в конечном итоге и приводит к возникновению человеческого языка и сознания, таким образом, с возникновением социальной формы жизни важнейшие факторы эволюции переносятся в само сообщество, т.е. внутрь самого ядра биосферы, заключающего в себе эволюционный смысл человечества. |
(упорядоченность) и функции (направленность), определяется системообразующим фактором и является ею отражением, как сущности системы менталитета. С.В.Гриисва предлагает ядерносферическую модель менталитета для отражения структурной и функциональной особенности ценностей, выступающих основаниями, центральной частью его самоорганизующейся системы. Ядрообязательный атрибут всякой самоорганизующейся системы. В.Ь.Иорданский в статье «О едином ядре древних цивилизаций» пишет: «Есть нечто общее в структуре общественного сознания и в механизме его работы у самых различных народов. С ходом времени ими вырабатываются очень индивидуальные, резко отличные одна от другой культуры, но в глубине остается нечто устойчивое, не исчезающее, из которого все и вырастает»1. Ядро здесь является устойчивым и необходимым образованием любой общественной системы, в которой содержится основная информация. Первичным структурным отображением системообразующего фактора менталитета выступает ценностно-нормативное ядро-эго интегративная характеристика культурной системы, отражающая ее глубинные и устойчивые черты, определяющая специфику политического устройства, хозяйственно-экономическую деятельност ь и другие формы общественного бытия. 11.13. Поддубный” п и ш е т ," ч т о ч.«лю бая . система является одновременно и целым и частью, потому она одновременно и открытая и закрытая, это относится и к миру в целом, что вполне согласуется с диалектикой. Следовательно, закономерность, необходимость, детерминированность имеют место при рассмотрении системы как замкнутого целого, а случайность-при рассмотрении ее как открытой, ' Иорданский В.К. О едином ядре древних цивилитаимй//Вонросы философии. -I9Q8. № 12. -С. 37. « # отсюда возникает закономерность случайного и случайность закономерного, их диалектическое единство»1. Н.В. Поддубный, рассматривая человека как самоорганизующую систему, выделяет два уровня пересекающихся систем-биологическии и социальный. В человеке как представителе биологического рода ядром является нервная система, она выступает посредником между организмом и внешней средой. Менталитет имеет материальную основу и генерируется ансамблями нервных клеток головного мозга человека, представляет собой высшую деятельность его центральной нервной подсистемы, являющейся в свою очередь высшим структурным творением всей системной организации материи в целом и использующей весь арсенал физико-химико-биологических и энергетических ее возможностей, вплоть до спинарных (торсионных) полевых взаимодействий разнообразных материальных макрочастиц. И,И.Кондрат ин предлагает структурирующее определение: «Ментальность-совокупность нервно-психических способностей организма индивида, складывающаяся из состояния его психики, степени загруженности навыками и опытом его алгоритмического модуля, уровня развитости его интеллекта и сознания, т.е. менталитет=психика + алгоритмический модуль + интеллект + сознание»*2. Алгоритмический модуль определяется И.И.Кондрашиным, как составная часть менталитета человека, обозначающая те отделы головного мозга, которые объединяют и поддерживают в режиме функционирования нервные клетки, из которых формируются рефлекторно-алгоритмические дуги, обеспечивающие действия людей, ' Поддубный Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем. -М., 2001. -С. 495. 2 Кондрапши И.И. Истины бытия в зеркале сознания. —М., 2001. -С495 54 обозначаемые такими терминами, как «умение», «навыки», «мастерство» и т.п. Состав рефлекторно-алгоритмических дуг зависит только от полученных человеком по наследству от предков генома, а качественное их наполнение-от полученного им затем воспитания и образования, от впитанной части «личностного минимума знаний». Лишь из этих составляющих и складывается индивидуальный менталитет каждою человека. Умножаясь вместе со своими носителями в рамках данного социума, менталитет приобретает также те или иные обществен мыс черты. Появление социальной формы жизни наших далеких предков является важнейшим этапом в усложнении и увеличении разнообразия условий жизни, в эволюционной линии человеческого рода. Поведение членов сообщества является наиболее сложным, разнообразным из всего окружения, к которому нужно приспосабливаться, и эта сложность становится важнейшим фактором эволюции, который в конечном итоге и приводит к возникновению человеческого языка и сознания, таким образом, с возникновением социальной формы жизни важнейшие факторы эволюции переносятся в само сообщество, т.е. внутрь самого ядра биосферы, заключающий в себя эволюционный смысл человечества. По мысли С.В.Гриневой «история системы отражается, записывается в ее ценностно-нормативном ядре. Но не только записывается, а и воспроизводится»1. Эволюция менталитета, как и развитие любой системы, приводит не только к его поляризации, выделению ядра, но и самоцеиностно-иормативное ядро раздваивается в своем развитии. Ядро-это сущность системы, а сущность противоречива. Ярким проявлением двойственности ядра являются 1Гринева С.В. Менталитет и ментальность современной России: Монография. -Певинломыеск, 2003. -С. 74. 55 |