Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 67]

к 67 По мысли С.В.Гриневой, «история системы отражается, записывается в ее ценностно-нормативном ядре Но не только записывается, а и воспроизводится».
[97, С.
74] Эволюция менталитета, как и развитие любой системы, приводит не только к его поляризации, выделению ядра.
Необходимо отметить, что и самоценностно нормативное ядро раздваивается в своем развитии.
Ядро это сущность системы, а сущность противоречива.
Ярким проявлением двойственности ядра являются
«метаценности», связанные с функционированием «ноосферных ценностей» и «негасферных пороков» (И.И.Кондрашин), составляющих основу нравственного баланса личности.
Большинство объективных ценностей, в том числе и разум, суть наследие древности; это крепко спаянные комплексы
представлении, на организацию которых затрачено множество тысячелетий с той же необходимостью, с какой природа живого организма, реагируя вообще на средние и постоянно нимповторяющиеся условия окружающего мира, приспособляет к соответствующие комплексы функций, как, например, глаз, в совершенстве соответствующий природе света.
Поэтому можно было бы говорить о предшествующем, метафизическом мировом разуме, если бы реагирование живого организма, соответствующее среднему внешнему воздействию, не было само по себе необходимым условием существования этого организма, мысль, высказанная еще Шопенгауэром.
Вследствие этого человеческий разум есть не что иное, как выражение приспособленности к среднему уровню происходящих событий, осевшему в психике в виде комплексов представлений, постепенно крепко сплотившихся и
составивших как раз объективные ценности.
Итак, законы разума
суть те, которые обозначают и регулируют среднюю* все, что«правильную», приспособительную установку.
Рационально согласуется с этими законами, и, наоборот, иррационально все, что с ними не совпадает.
Мышление, отмечает К.Г.Юнг, «есть та психологическая функция, которая
[стр. 55]

обозначаемые такими терминами, как «умение», «навыки», «мастерство» и т.п.
Состав рефлекторно-алгоритмических дуг зависит только от полученных человеком по наследству от предков генома, а качественное их наполнение-от полученного им затем воспитания и образования, от впитанной части «личностного минимума знаний».
Лишь из этих составляющих и складывается индивидуальный менталитет каждою человека.
Умножаясь вместе со своими носителями в рамках данного социума, менталитет приобретает также те или иные обществен мыс черты.
Появление социальной формы жизни наших далеких предков является важнейшим этапом в усложнении и увеличении разнообразия условий жизни, в эволюционной линии человеческого рода.
Поведение членов сообщества является наиболее сложным, разнообразным из всего окружения, к которому нужно приспосабливаться, и эта сложность становится важнейшим фактором эволюции, который в конечном итоге и приводит к возникновению человеческого языка и сознания, таким образом, с возникновением социальной формы жизни важнейшие факторы эволюции переносятся в само сообщество, т.е.
внутрь самого ядра биосферы, заключающий в себя эволюционный смысл человечества.
По мысли С.В.Гриневой «история системы отражается, записывается в ее ценностно-нормативном ядре.
Но не только записывается, а и воспроизводится»1.

Эволюция менталитета, как и развитие любой системы, приводит не только к его поляризации, выделению ядра,
но и самоцеиностно-иормативное ядро раздваивается в своем развитии.
Ядро-это сущность системы, а сущность противоречива.
Ярким проявлением двойственности ядра являются
1Гринева С.В.
Менталитет и ментальность современной России: Монография.
-Певинломыеск, 2003.
-С.
74.
55

[стр.,56]

«метаценности», связанные с функционированием «ноосферных ценностей» и «негасферных пороков» (И.И.Кондрашин), составляющих основу нравственного баланса личности.
Метаценности-это те характеристики внутренних личностных установок, которые и позволяют говорить о них, как о ценностях: любые изменения метаценностей означают одновременное переосмысление самого понятия «ценность».
Итогом ряда исследований структуры ментальности или менталитета стала ядерно-сферическая модель структуры менталитета, представляющая собой ценностно-нормативное ядро, нерефлексируемый слой (чувственный пласт), рефлексивный слой (духовная самость), макросоциальный слой (социальный отклик) и метасоциальный слой (этнокультурная ориентация вовне, одновременно обращенная внутрь себя, национальная идея).
А.И.Пальцев1также указывает на то, что структура менталитета имеет многоуровневый характер, который определяет как его способность к изменениям, так и константность.
Наиболее глубинным ментальным уровнем, обладающим невербальным ядром значения являются универсальные для всего человечества архетипы.
На менее глубоком уровне находятся ментальные групповые образования, которые состоят, по мнению американского ученого юнгианского направления В.Одайник2, как из унаследованных моделей восприятия и понимания, так и культурных, являются продуктом современной социальной действительности.
Французский ученый Ж.Дюби1 наиболее глубоко залегающий ментальный слой связывает с биологическими свойствами человека.
Он неподвижен или почти неподвижен, 1Пальцев А.И.
Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей.
Диссертация на соиск.
канд.
уч.
стен, филос.
наук.
-Новосибирск, 1998.
-С.
33.
*Одайиик В.
Психология политики.
-СПб.,1996.
-С.26.
' Дюби Ж.
История менталыюстей//История ментальностей...-С.20.
56

[стр.,87]

с внешними фактами, а с другой — с фактами внутренними, психологическими.
Подобные переживания не могли бы, конечно, представлять собой объективных «ценностей», если бы они как таковые «оценивались» субъектом, что было бы уже актом разума.
По разумная установка, позволяющая нам утверждать объективные ценности как значащие, является делом не отдельного субъекта, а предметом истории человечества.
Большинство объективных ценностей, в том числе и разум, суть наследие древности; это крепко спаянные комплексы
представлений, на организацию которых затрачено множество тысячелетий с той же необходимостью, с какой природа живого организма, реагируя вообще на средние и постоянно повторяющиеся условия окружающего мира, приспособляет к ним соответствующие комплексы функций, как, например, глаз, в совершенстве соответствующий природе света.
Поэтому можно было бы говорить о предшествующем, метафизическом мировом разуме, если бы реагирование живого организма, соответствующее среднему внешнему воздействию, не было само по себе необходимым условием существования этого организма, мысль, высказанная еще Шопенгауэром.
Вследствие этого человеческий разум есть не что иное, как выражение приспособленности к среднему уровню происходящих событий, осевшему в психике в виде комплексов представлений, постепенно крепко сплотившихся и
составившие как раз объективные ценности.
Итак, законы разума
сузь те, которые обозначают и регулируют среднюю «правильную», приспособительную установку.
Рационально все, что согласуется с этими законами, и наоборот, иррационально все, что с ними не совпадает.
Мышление, отмечает К.Г.Юнг, «есть та психологическая функция, которая,
следуя своим собственным законам, приводит данные

[Back]