Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 68]

к.
представлений в понятийную связь».
[341, С.
488-489] В этом определении мышления К.Г.Юнг следует кантовскому пониманию, что «мышление есть познание через понятия».
[148, С.
80] Каким бы образом и при помощи, каких бы средств ни относилось познание к предметам, во всяком случае, созерцание есть именно тот способ, каким познание непосредственно относится к ним и к которому как к средству стремится всякое мышление.
Созерцание имеет место, только если нам дается предмет, а это в свою очередь возможно, по крайней мере, для нас, людей, лишь благодаря тому, что предмет некоторым образом воздействует на нашу душу.
Эта способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас, называется И.Кантом чувственностью.
Следовательно, посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания; мыслятся же предметы рассудком, и из рассудка возникают понятия.
Всякое мышление, по И.Канту, должно, в конце концов, прямо или косвенно через те или иные признаки иметь отношение к созерцаниям, стало быть,
к чувственности, потому что ни один предмет не может быть нам дан иным способом.
Чувственность И.Канта и чувство, как одно из психологических функций К.Г.Юнга сродни.
Мышление упорядочивает
содержание сознания, подводя его под понятия; чувство же упорядочивает сознательное содержание для своего носителя по их ценности.
Чем конкретнее чувство, тем субъективнее и персональнее установленная им ценность; напротив, чем чувство абстрактнее, тем более общей и объективной становится устанавливаемая им ценность.
Чувство, подобно мышлению, есть функция рациональная, ибо, по данным опыта,общие ценности
устанавливаются по законам разума так же, как и понятия образуются по законам разума.
По И.Канту, «без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить.
Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.
Поэтому в одинаковой мере необходимо свои понятия делать чувственными
(т.е.
присоединять к ним в созерцании предмет), 68
[стр. 88]

содержания представлений в понятийную связь»1* В данном определении мышления К.Г.Юнг следует кан товскому пониманию, что «мышление есть познание через понятия»2.
Каким бы образом и при помощи, каких бы средств ни относилось познание к предметам, во всяком случае, созерцание есть именно тот способ, каким познание непосредственно относится к ним и к которому как к средству стремится всякое мышление.
Созерцание имеет место, только если нам дается предмет, а это в свою очередь возможно, по крайней мере, для нас, людей, лишь благодаря тому, что предмет некоторым образом воздействует на нашу душу.
Эта способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас, называется И.Кантом чувственностью.
Следовательно, посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания; мыслятся же предметы рассудком, и из рассудка возникают понятия.
Всякое мышление, по И,Канту, должно, в конце концов, прямо или косвенно через те или иные признаки иметь отношение к созерцаниям, стало быть,
у нас к чувственности, потому что ни один предмет не может быть нам дан иным способом.
Чувственность И.Канта и чувство, как одно из психологических функций, К.Г.Юнга сродни.
Мышление упорядочивает
содержания сознания, подводя их под понятия, чувство же упорядочивает сознательные содержания для своего носителя по их ценности.
Чем конкретнее чувство, тем субъективнее и персональнее установленная им ценность; напротив, чем чувство абстрактнее, тем более общей и объективной становится устанавливаемая им ценность.
Чувство, подобно мышлению, есть функция рациональная, ибо, по данным опыта, общие ценности
1Юнг К.Г.
Психологические типы.
-Ми., 2003.
-С.
488-489.
: Кант И.
Критика чистого разума.
-М..
1994.
-С.
80.


[стр.,89]

устанавливаются по законам разума так же, как и понятия образуются по заKOIсам разума.
По И.Канту, «без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить.
Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.
Поэтому в одинаковой мере необходимо свои понятия делать чувственными
(т.с.
присоединять к ним в созерцании предмет), а свои созерцания постигать рассудком (т.е.
подводить их под понятия).
Эти две способности нс могут выполнять функции друг друга.
Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить.
Только из соединения их может возникнуть знание»1.
Мышление и чувство, — для К.Г.
Юнга, — являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии.
Эти функции наиболее полно осуществляют свое назначение при относительно совершенном согласовании с законами разума»2.
Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы, прежде всего, пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия.
Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу может быть правильно определено.
«Действия предмета на способность представления, поскольку мы подвергаемся воздействию его, есть ощущение, — определяет И.Кант\ К.Г.Юнг вслед за Вундтом понимает ощущение одним из элементарных психических феноменов, «ощущения...есть та психологическая 1Кант И.
Критика чистою разума.
-М., 1994.
-С.
70-71.
’ Юнг К.Г.
Психологические типы.
-Мн., 2003.
-С.
489.
ЛКант И.
Критика чистого разума.
-М., 1994.
-С.
48.

[Back]