70 Ощущение особенно характерно для природы ребенка и примитивного человека, поскольку оно в любом случае господствует над мышлением и чувством, но не всегда над интуицией. «Ибо, — пишет К.Г.Юнг, — понимаю ощущение как сознательное восприятие, а интуицию как восприятие бессознательное. Ощущение и интуиция представляются мне парой противоположностей или двумя функциями, взаимно компенсирующими одна другую, подобно мышлению и чувству». [341, С. 523] Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто, безусловно, данное, не подчиненное рациональным законам, в противоположность мышлению и чувству. Поэтому К.Г.Юнг называет его функцией иррациональной, хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Иррациональное есть не что-то противоразумное, а что-то такое, что на разуме не основано. Иррациональное есть фактор бытия, который, хотя и может быть отодвигаем все дальше через усложнения разумного объяснения, но, в конце концов, настолько осложняет этим само объяснение, что оно уже начинает превосходить постигающую силу разумной мысли и таким образом доходить до ее границ, прежде чем оно успело бы охватить мир в его целом законами разума. Исчерпывающее рациональное объяснение какого-нибудь действительно существующего объекта есть утопия или идеал. Только предполагаемый объект, по К.Г. Юнгу, можно рационально объяснить до конца, потому что в нем с самого начала нет ничего, кроме того, что было предположено мышлением нашего разума. Эмпирическая наука также полагает рационально ограниченные объекты, намеренно исключая все случайные и, допуская к рассмотрению не действительный объект в его целом, а всегда только часть его, которую она выдвигает на первый план для рационального изучения. Итак, мышление в качестве направленной функции рационально, как и чувство. Если же эти функции не преследуют рационально определенного выбора объектов или их свойств и отношений, но останавливаются на случайно |
функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение»'. Ощущения следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве «чувственной окраски», «чувственного тона». Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т.е. к изменениям во внутренних органических процессах. Поэтому, по К.Г.Юнгу, ощущение есть, прежде всего, чувственное восприятие, т.е. восприятие, совершающееся посредством чувственных оргайов и «телесного чувства». Ощущение особенно характерно для природы ребенка и примитивного человека, поскольку оно в любом случае господствует над мышлением и чувством, но не всегда над интуицией. «Ибо, —пишет К.Г.Юнг, — понимаю ощущение как сознательное восприятие, а интуицию как восприятие бессознательное. 'Ощущение и интуиция представляются мне парой противоположностей или двумя функциями, взаимно компенсирующими одна другую, подобно мышлению и чувству». Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто, безусловно, данное, не подчиненное рациональным законам, в противоположность мышлению и чувству. Поэтому К.Г.Юнг называет его функцией иррациональной, хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Иррациональное есть не что-то противоразумное, а что-то, такое, что на разуме не основано. Иррациональное есть фактор бытия, который, хотя и может, быть отодвигаем все дальше через усложнения разумного объяснения, но, в конце концов, настолько осложняет этим само объяснение, что оно уже ' Юнг К.Г. Психологические типы. —Мн., 2003. С. 483. 90 начинает превосходить постигающую силу разумной мысли и, таким образом, доходить до ее границ, прежде чем оно успело бы охватить мир в его целом законами разума. Исчерпывающее рациональное объяснение какого-нибудь действительно существующего объекта есть утопия или идеал. Только предполагаемый объект, по К.Г, Юнгу, можно рационально объяснить до конца, потому что в нем с самого начала нет ничего, кроме тою, что было предположено мышлением нашего разума. Эмпирическая наука также полагает рационально о1ра1!ичспные объекты, намеренно, исключая все случайные и допуская к рассмотрению не действительный объект в его целом, а всегда только часть его, которую она выдвигает на первый план для рационального изучения. Итак, мышление в качестве направленной функции рационально, как и чувство. Если же эти функции не преследуют рационально определенного выбора объектов или их свойств и отношений, но останавливаются на случайно воспринятом, всегда присущем действительному объекту, то они лишаются направления и тем самым теряют отчасти свой рациональный характер, ибо они приемлют случайное. От этого они становятся отчасти иррациональными. Мышление и чувство, руководимые случайными восприятиями и потому иррациональные, есть или интуитивные, или ощущающие мышление и чувство. Как интуиция, так и ощущение суть психологические функции, достигающие своего совершенства в абсолютном восприятии того, что вообще совершается. В соответствии со своей природой они должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого К.Г.Юнг обозначает их как функции иррациональные в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, |