Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 74]

74 11.
Архетип, являясь образом изначальным, идеей, укладывается в ментальные (мыслительные) структуры человеческого мозга.

Но, вероятнее всего, если исходить из последних размышлений, ментальность явление вторичное по отношению к архетипам.
Это
логично, потому что ментальность как характеристика не может предшествовать характеризуемому.
12.
Безусловно, автору видится близость понятий ментальности и
юнговской установки.
Но установка К.Г.Юнга предстает как в сознательной, так и в бессознательной формах.
В то время как ментальность есть подсознательная установка, связующая сознательное и бессознательное.

В нашем представлении менталитет надличностные, коллективные для определенного народа или большой общественной группы качества.
К ним относятся: — общая система восприятия социальной и природной реальности: близкие представления о мире, обществе, окружающей среде, личности, нормах поведения и т.
д.; — общая типичная поведенческая модель (близкая, сходная реакция на многие «стандартные» ситуации); —совокупность, склад наиболее распространенных, типичных для данного народа психологических, характерологических особенностей, свойств, нравов.
Из приведенного определения видно, что автор, в отличие от большинства исследователей данной проблемы, включает в понятие «менталитет» не только особенности национального характера определенного народа, но и мировоззренческий фактор.
Это объясняется, прежде всего, тесной связью первого со вторым.
Многие общие для большинства народа черты характера (замкнутость открытость, высокий уровень терпимости неспособность к длительному терпению, коллективизм индивидуализм и др.) во многом объясняются сходными представлениями о том, как люди в принципе оценивают окружающий их мир, чего они, прежде всего, ожидают от
[стр. 94]

пункте первом «явление более рациональное, чем иррациональное» нив коем случае нс ограничивает возможности иррациональных явлений.
Ментальность, будучи в онтологическом плане явлением феноуменальным, сочетает в себе все многообразие и своеобразие бытия.
Хотя в литературе о ментальности и подчеркивается, что данное понятие связано с мыслительными стереотипами, думается позволительно говорить и о ментальности ощущений, интуиции.
Ибо осмысление ощущений, озвучивание интуитивной данности требует проторения определенных путей, которые, естественно, уже освещены ментальным своеобразием.
9.
Бессознательное и ментальность, будучи близкими понятиями, не тождественны друг другу.
Ментальность является одним из проявлений, активизации бессознательного.
К.Г.
Юнг приемами активизации бессознательного называет гипноз и методику свободных ассоциаций, также бессознательное спонтанно проявляется в сновидениях, фантазиях, оговорках, ошибках.
Ментальность не прием активизации бессознательного, ментальность есть сама активизация бессознательного.
И информацию о ментальной активизации бессознательного можно получить через язык.
Язык становится орудием характеристики бессознательной заданности ментальных процессов.
10.
Архетип и ментальность также, будучи близкими понятиями, не тождественны друг другу по той причине, что архетип, по К.Г.
Юнгу, утверждает идею психического единства человечества, а ментальность утверждает идею феноуменального своеобразия человечества.
11.
Архетип, являясь образом изначальным, идеей, укладывается в ментальные (мыслительные) структуры человеческого мозга.

По, вероятнее всего, если исходить из последних размышлений, ментальность явление вторичное по отношению к архетипам.
Это
94

[стр.,95]

видится и логичным, потому что ментальность как характеристика не может предшествовать характеризуемому.
12.
Безусловно, автору видится близость понятий ментальности и
юпговской установки.
Но установка К.Г.Юнга предстает как в сознательной, так и в бессознательной формах.
В то время как ментальность есть подсознательная установка, связующая сознательное и бессознательное.

Итак, подводя итог очередного параграфа данной главы, мы можем перейти к рассмотрению вопроса связанного с этнической ментальностью.
Возможность постановки данного вопроса обосновывается в пункте шестом данного параграфа.
Да и немалый ряд исследователей1разработали и разрабатывают данную тему.
1См.: Лутлева Ф.Т.
Ценностно-нормативные ориентиры русского менталитета: социально-философский анализ.
Диссертация на соискание уч.
степ.
канд.
филос.
наук.
—М., 1996; Пальцев А.И.
Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей.
Диссертация на соиск.
уч.
степ.канд.
филос.
наук.
-Новосибирск, 1998; Г'рищук А.И.
Философский анализ ментальности: содержание и методы исследований.
Диссертация на соискание уч.
стен.
канд.
филос.
наук.
М..2002 и др.
95

[Back]