Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 76]

76 1.4.
Национальные и религиозные компоненты менталитета В культурологии выделяют этнические и национальные культуры.
Рассмотрение этих типов культуры обусловлено содержанием понятий «этнос» и « нация», которые часто отождествляются, имеют много
общего.
Национальная культура, прежде всего, характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни, тогда как идентификационные ментальные признаки уходят на второй план.
Под этнической понимают культуру, в основе которой лежат этнические ценности, принадлежащие к той или иной этнической группе.
Признаками такой группы являются общность происхождения (вплоть до мифологической), расовые антропологические
особенности, язык, религия, традиции и обычаи, фольклор, быт, предпочтения в пище и другие.
Но самым главным является чувство этнической идентичности —общей истории и культуры, отличающейt
& «нас» от «них».
«Этнической является культура, носители которой, прежде всего, связаны единством «крови и почвы», четко осознают принадлежность к * своей культуре и гордятся
ею, обладают особым психическим складом, менталитетом группового характера».
[175, С.
88] Этнос (с древнегреческого переводится как народ, национальная общность) рассматривают как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированных в самосознании.
«Принадлежность к этносу, пишет Л.Д.Столяренко, не является
врожденной, а приобретается в процессе социализации, в процессе формирования личности в определенной среде, по мере усвоения ребенком стереотипов поведения, принятых в данной этнической группе и культуре».
[174, С.
95-96] Хотелось бы обратить внимание на данную выше цитату.
Для чего? Дело в том, что мы в истории развития
[стр. 96]

Глава 2.
М ентальность в системе этнической культуры 2.!.
Содержание и структура этнической ментальности 13 культурологии выделяют этнические и национальные культуры.
Рассмотрение этих типов культуры обусловлено содержанием понятий «этнос» и « нация», которые часто отождествляются, имеют много
общею.
Национальная культура, прежде всего, характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни, тогда как идентификационные ментальные признаки уходят на второй план.
Под этнической понимают культуру, в основе которой лежат этнические ценности, принадлежащие к той или иной этнической группе.
Признаками такой группы являются общность происхождения (вплоть до мифологической), расовые антропологические
особенность, язык, религия, традиции и обычаи и, фольклор, быт, предпочтения в пище и другие.
Но самым главным является чувство этнической идентичности общей истории и культуры, отличающей
«нас» от «них».
«Этнической является культура , носители которой прежде всего связаны единством «крови и почвы», четко осознают принадлежность к своей культуре и гордятся
им, обладают особым психическим складом, менталитетом группового характера»1.
Этнос (с древнегреческого переводится как народ, национальная общность) рассматривают как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированных в
самоназвании.
«Принадлежность к этносу, — пишет Л.Д.Столяренко, не является
1Культурология.
Под научн.
ред.
нроф.
Г.В.
Драча.
Росгон н/Д, 2005.
-С-Я8.


[стр.,97]

врожденной, а приобретается в процессе социализации, в процессе формирования личности в определенной среде, по мере усвоения ребенком стереотипов поведения, принятых в данной этнической группе и культуре»1.
Хотелось бы обратить внимание на данную выше цитату.
Для чего? Дело в том, что мы в истории развития
можем наблюдать такую ситуацию, когда благодаря территориальному, религиозному, историческому сближению небольших (малых) групп с большими, происходит взаимопроникновение, растворение, естественно, малого в большом.
С одной стороны, человечество как биологическая форма это единый вид с огромным количеством вариаций, распространившийся в послеледниковую эпоху по всей поверхности земного шара.
В отличие от большинства млекопитающих Homo sapiens нельзя назвать ни стадным, ни индивидуальным животным.
Человек существует в коллективе, который, в зависимости от угла зрения, рассматривается то, как социум, то, как этнос.
Вернее сказать, каждый человек является одновременно и членом общества, и представителем народности, но оба понятия, по мысли Л.И.Гумилева2, несоизмеримы и лежат в разных плоскостях, как, например, длина и вес или степень нафева и электрический заряд.
Л.11.Гумилев пишет, что «этнос (тот или иной), как, например, язык явление не социальное, потому что он может существовать в нескольких формациях.
Влияние спонтанного общественного развития на становление этносов экзогенно.
Общественное развитие может оказать воздействие на формирование или разложение этносов только при условии своего воплощения в истории, как политической, так и 1Кукушкин 13.С., СтолярснкоЛ.Д.
Этнопсдагогика иэтнопсихология.
-Ростов-наДону: Феникс.
2000, -С.95-96.
}Гумилев Л.И.
Этногенез и биосфера Земли.
—M.,200l.
—С.13.

[Back]