Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 77]

77 можем наблюдать такую ситуацию, когда благодаря территориальному, религиозному, историческому сближению небольших (малых) групп с большими происходит взаимопроникновение, растворение, естественно, малого в большом.
С одной стороны, человечество как биологическая форма —это единый вид с огромным количеством вариаций, распространившийся в послеледниковую эпоху по всей поверхности земного шара
отличие от большинства млекопитающих Homo sapiens нельзя назвать ни стадным, ни индивидуальным животным.
Человек существует в коллективе, который, в зависимости от угла зрения, рассматривается то как социум, то, как этнос.
Вернее сказать, каждый человек является одновременно и членом общества, и представителем народности, но оба понятия, по мысли
Л.Н.Гумилева, [103, С.
13] несоизмеримы и лежат в разных плоскостях, как, например, длина и вес или степень нагрева и электрический заряд.
Л.Н.Гумилев пишет, что «этнос (тот или иной), как, например, язык — явление не социальное, потому что он может существовать в нескольких формациях.
Влияние спонтанного общественного развития на становление этносов экзогенно.
Общественное развитие может оказать воздействие на формирование или разложение этносов только при условии своего воплощения в истории, как политической, так и
культурной.
Поэтому можно сказать, что проблема этногенеза лежит на грани исторической науки, там, где ее социальные аспекты плавно переходят в естественные».

[103, С.
28] Мы наблюдаем, что общество и этнос явления параллельно существующие, но не тождественные.
Характеристики индивида как члена общества или индивида как представителя определенного этноса дают разноуровневые определения.
И когда Л.Д.Столяренко говорит о
приобретаемости этнической принадлежности в процессе социализации, видится необходимость в уточнении, что речь должна идти о культурно-политической социализации этноса.
По мысли диссертанта,
[стр. 97]

врожденной, а приобретается в процессе социализации, в процессе формирования личности в определенной среде, по мере усвоения ребенком стереотипов поведения, принятых в данной этнической группе и культуре»1.
Хотелось бы обратить внимание на данную выше цитату.
Для чего? Дело в том, что мы в истории развития можем наблюдать такую ситуацию, когда благодаря территориальному, религиозному, историческому сближению небольших (малых) групп с большими, происходит взаимопроникновение, растворение, естественно, малого в большом.
С одной стороны, человечество как биологическая форма это единый вид с огромным количеством вариаций, распространившийся в послеледниковую эпоху по всей поверхности земного шара.

В отличие от большинства млекопитающих Homo sapiens нельзя назвать ни стадным, ни индивидуальным животным.
Человек существует в коллективе, который, в зависимости от угла зрения, рассматривается то, как социум, то, как этнос.
Вернее сказать, каждый человек является одновременно и членом общества, и представителем народности, но оба понятия, по мысли
Л.И.Гумилева2, несоизмеримы и лежат в разных плоскостях, как, например, длина и вес или степень нафева и электрический заряд.
Л.11.Гумилев пишет, что «этнос (тот или иной), как, например, язык явление не социальное, потому что он может существовать в нескольких формациях.
Влияние спонтанного общественного развития на становление этносов экзогенно.
Общественное развитие может оказать воздействие на формирование или разложение этносов только при условии своего воплощения в истории, как политической, так и
1Кукушкин 13.С., СтолярснкоЛ.Д.
Этнопсдагогика иэтнопсихология.
-Ростов-наДону: Феникс.
2000, -С.95-96.
}Гумилев Л.И.
Этногенез и биосфера Земли.
—M.,200l.
—С.13.


[стр.,98]

культурной.
Поэтому можно сказать, что проблема этногенеза лежит на грани исторической науки, там, где ее социальные аспекты плавно переходят в естественные»1.

Мы наблюдаем, что общество и этнос явления параллельно существующие, но не тождественные.

Характеристика индивида как члена общества или характеристика индивида как представителя определенного этноса дают разноуровневые характеристики.
И когда Л.Д.Столяренко говорит о
приобретасмости этнической принадлежности в процессе социализации, видится необходимость в уточнении, что речь должна идти о культурнополитической социализации этноса.
По мысли диссертанта,
нам позволяет говорить об этнической ментальности именно и сей момент разноуровневости понятий «общество» и «этнос».
Этническая ментальность здесь может быть охарактеризована как феноуменальная особость, осуществление сущности этноса через определенные механизмы.
И благодаря этим ментальным особенностям этнос не сливается с пассивной формой социума, но имеет с ним связи, основанные на общечеловеческих ментальных проявлениях.
Если ситуация была бы иной, то нам хватило бы понятия «коллективное бессознательное» и нс было бы необходимости в разговоре об этнической ментальности.
Коллективное бессознательное есть содержание, свойственное не одному, а одновременно многим индивидам, стало быть, обществу, народу или человечеству.
Этническая же ментальность данность коллективного психического содержания являет в своей особости.
Чем объясняется данное явление? «Наше «я» состоит из того, что называется сознанием и из того, что называется душой.
Наша сущность в основе своей находится вне сознания это и есть душа, пишет В.И.Курашов, а так как душа, как часть нашего «я», находится за пределами нашего эмпирического и Там же.
-С.
28.
98

[Back]