Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 82]

82 Из данного выше описания национальной психики, или психологии национальных укладов, видно, что особенности и возможности проявления национального уклада сродни ментальным процессам.
И если рассуждать, следуя за Д.Н.
Овсянико-Куликовским, черты социального происхождения,♦ качества, достоинства, недостатки, добродетели, пороки, которыми характеризуются классы, не входят в.
состав национальной психики.
Отсюда вывод: все национальные психики равноценны и психологически равноправны.

Национальная психика слагается из элементов интеллектуального и волевого порядка, которые сводятся к психологии приемов мышления и способов проявления задерживающей и действующей воли.
Говоря об этнической ментальности, помимо национальной психики, необходимо освещение понятия «национальный характер».
Сам термин «национальный характер» нуждается в пояснении, поскольку содержание его в антропологии^ середины XX века отличается от смысла, придаваемого ему
И более ранними работами.
История анализа особенностей «национального характера» берет свое начало от Теофраста и Тацита.
Эмпирические характеристики того или иного народа содержатся в работах Гегеля и Канта.

Своеобразие этого подхода (обозначаемого термином «национальный характер») было (и есть) в том, что*выделяют одну или несколько черт народа (часто аналитическим способом, а не на основе обобщения эмпирических материалов), выражающих специфику его «духа».
Такой анализ может быть более или менее достоверным, с ним можно соглашаться, а можно спорить.

I Этот подход был интересен в XIX начале XX в.
он стал непродуктивным.
веков, но во второй половине Особенность же этнопсихологических зарисовок и портретов антропологов 1940 годов (а впоследствии и 1950-1970 годов) состоит в исследовании различными методами особенностей повседневной жизнедеятельности людей в различных культурах.
Изучение «национального
антропологии попытки *
[стр. 103]

быть всячески ограждаема от каких бы то ни было воздействий, могущих нарушить ее бессознательность, се автоматичность.
Из выше данного описания национальной психики, или психологии национальных укладов, видно, что особенности и возможности проявления национального уклада сродни ментальным процессам.
И если рассуждать, следуя за Д-Н.
Овсянико-Куликовским, черты социального происхождения, качества, достоинства, недостатки, добродетели, пороки, которыми характеризуются классы, не входят в состав национальной психики.
Отсюда вывод: все национальные психики равноценны и психологически равноправны.

11аииональная психика слагается из элементов интеллектуального и волевого порядка, которые сводятся к психологии приемов мышления и способов проявления задерживающей и действующей воли.
Говоря об этнической ментальности, помимо национальной психики, необходимо освещение понятия «национальный характер».
Сам термин «национальный характер» нуждается в пояснении, поскольку содержание его в антропологии середины XX века отличается от смысла, придаваемого ему
более ранними работами.
История анализа особенностей «национального характера» берет свое начало от Теофраста и Тацита.
Эмпирические характеристики того или иного народа содержатся в работах Гегеля и Канта.

Специфика этого подхода (обозначаемого термином «национальный характер») была (и есть) в том, что выделяют одну или несколько черт народа (часто аналитическим способом, а не на основе обобщения эмпирических материалов), выражающих специфику его «духа».
Такой анализ может быть более или менее достоверным, с ним можно соглашаться, а можно спорить.

Этот подход был интересен в XIX —начале XX века, но во второй половине XX в.
он непродуктивен.
ЮЗ

[стр.,104]

Особенность же этнопсихологических зарисовок и портретов антропологов 1940 годов (а впоследствии и 1950-1970 годов) состоит в исследовании различными методами особенностей повседневной жизнедеятельности людей в различных культурах.
Изучение «национального
характера» в психологической антропологии эго попытки создать целостную картину образа жизни народа или мстакультурной (полиэтнической) общности, объединенной какимилибо общими ценностями (культурными или конфессиональными), или проживающей на фиксированной территории, часто ограничивающей пространственные параметры культуры в силу природногеографических факторов.
Кроме того, исследования «национального характера» носят полифакторный характер, то есть включают особенности истории этнокультурной общности, этнографическую специфику уклада жизни и быта (в единстве материальной и духовной культуры), и их источником, наряду с непосредственным изучением культуры, может быть художественная литература.
Наиболее известным примером обращения к литературным источникам является, как уже упоминалось, использование текстов У.Шекспира для воссоздания особенностей этнопсихологии того или иного народа или общности.
Кроме этого объектом анализа в антропологии может быть не только народ, но и полиэтническая общность (американцы, славяне, европейцы, кавказцы, граждане СССР, «западное Я», «восточное Я»).
И, наконец, замечает А.Л.Белик, что «необходимо сказать о может быть важнейшем отличии исследований «национального характера» в психологической антропологии: они никогда не носят оценочно сравнительного характера (лучше хуже), чего не скажешь об изучении аналогичных явлений под расплывчатым термином «менталитет» (когда предполагается существование 104

[Back]