Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 85]

85 Более значительной и влиятельной была работа Д.Рисмана «Одинокая толпа.
Изучение изменяющегося американского характера» (1950).
Метафора «одинокая толпа», вынесенная в заглавие, свидетельствовала о попытке описать психокультурный тип подобно тому, как это сделала в свое время Р.Бенедикт.
Основное содержание исследования Рисмана своеобразная апология «автономии личности», гимн индивидуализму.
Проблема, затронутая Хсю в вышеназванной статье, намного шире анализа этнопсихологии американцев.
Она имеет исторический смысл и неодинаковое содержание в различных типах культур.
Мы нередко наблюдаем бесконечную вереницу социальных форм утверждения своего «эго» любой ценой.
Это.может осуществляться сознательно, а может и неосознанно.
Это каждодневно * происходит как на обыденном, эмпирически бытовом уровне, так и на государственном.
Именно стремление к самоутверждению есть один из источников дисассоциативной этнической идентичности, ведущей к*националистическому или расовому экстремизму.
«Атомизированный»,
«автономный», «независимый» индивид, осознавший фальшивость форм самоутверждения и бессмысленность такой «свободы», согласно Э.Фромму, бежит от нее.
Однако очень часто, продолжая «логику» индивидуализма, он попадает в рабство авторитаризма, в сети культа сильной личности, будучи
слабым и незащищенным.
Этот момент очень точно выразил
3.Фрейд, отмечая, что «громадное большинство людей нуждается во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует над ними...».
[194, С.
189] Э.Фромм, пытаясь описать особенности немецкого национального характера, способствовавшие приходу Гитлера и нацисткой партии к власти, был вынужден создать концепцию «социального характера», которая придала этнопсихологическим исследованиям в целом дополнительные историкокультурные аспекты.
Строго говоря, на примере Германии наиболее ярко
[стр. 106]

Горсра «Американский народ» (1948/1964).
Основная идея Дж.
Горера резкий контраст между национальными характерами Англии и США.
По его мнению, американское общество базируется на отрицании европейского наследия, традиций, прежде всего английских, поскольку исторически американцы боролись за независимость от метрополии.
Стремление к свободе и независимости он усматривает также в отсутствии в семейной жизни модели поведения, согласно которой сын должен продолжать дело отца, подражать ему и т.д., сын свободен в выборе своего жизненного пути.
Во многом работа Горсра носила эмпирический характер, и в ней были собраны курьезные случаи из жизни американцев, характеризующие особенности американского образа жизни и представляющие исторический интерес.
Более значительной и влиятельной была работа Д.Рисмана «Одинокая толпа.
Изучение изменяющегося американского характера» (1950).
Метафора «одинокая толпа», вынесенная в заглавие, свидетельствовала о попытке описать психокультурный тип, подобно тому, как это сделала в с вое время Р.Бенедикт.
Основное содержание исследования Рисмана своеобразная апология «автономии личности», гимн индивидуализму.
Проблема, затронутая Хсю в вышеназванной статье, намного шире анализа этнопсихологии американцев.
Она имеет исторический смысл и неодинаковое содержание в различных типах культур.
Мы нередко наблюдаем бесконечную вереницу социальных форм утверждения своего эго любой ценой.
Это может осуществляться сознательно, а может и неосознанно.
Это каждодневно происходит как на обыденном, эмпирически бытовом уровне, так и на государственном.
Именно стремление к самоутверждению есть один из источников дисассоциативной этнической идентичности, ведущей к националистическому или расовому экстремизму.
«Атомизированный»,
106

[стр.,107]

«автономный», «независимый» индивид, осознавший фальшивость форм самоутверждения и бессмысленность такой «свободы», согласно Э.Фромму, бежит от нее.
Однако очень часто, продолжая «логику» индивидуализма, он попадает в рабство авторитаризма, в сети культа сильной личности, будучи
сам слабым и незащищенным.
Этот момент очень точно выразил
З.Фрейд, отмечая, что «громадное большинство людей нуждаются во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует над ними...»1 Э.Фромм, пытаясь описать особенности немецкого национального характера, которые способствовали приходу Гитлера и нацисткой партии к власти, был вынужден создать концепцию «социального характера», которая придала этнопсихологическим исследованиям в целом дополнительные историко-культурные аспекты.
Строго говоря, на примере Германии наиболее ярко
проявилась трансформация отчужденных «свободных» индивидов в коллективного творца «авторитаризма».
Эго трансформация была облегчена особенностью историко-психологической ситуации в Германии того времени (позор Версальского договора, потребность в самоутверждении).
Анализ психологии немцев 1930-1940 годов важен тем, что в процессе исследований этого вопроса были выработаны два новых подхода к изучению этнопсихологии, весьма отличающиеся от классических форм, существовавших в американской антропологии.
Первый разрабатывался Э.Фроммом в форме анализа «социального характера».
Важную роль в нем играла конфессиональная составляющая, прежде всего особенность реформации в Европе.
Первое исследование Фромма на эту тему «Бегство от свободы»12 1Цит.
по: Личность, культура, этнос: современная психология антропология.
-М.,2001.
-С.
189.
2Фромм Э.Бегство от свободы.
-Ми., 2000.

[Back]