87 В 1960-1970 и последующих годах, вплоть до сегодняшнего дня, опубликована масса работ, посвященных национальному характеру различных народов, в том числе и особенностям русского национального характера. Особо хотелось бы выделить исследования П.Сорокина, посвященные данному вопросу. В его фундаментальном труде «Общество, культура и личность» (1962) содержится критический анализ предшествующих работ, посвященных анализу «национального характера», и теоретическая концепция нации как социокультурной системы, являющейся основой для конкретноисторических исследований. В 1967 году П.Сорокин опубликовал специальное исследование «Существенные характеристики русской нации в XX веке». [274, С.11] Значительное место в этой работе уделено критике трудов национального характера. С середины 1970 годов в США все большее распространение получает психокультурный анализ социумов посредством изучения этнической идентичности и этничности. Первые исследования подобного типа были проведены в США еще в 1940 году, но популярность изучения различных форм идентичности, и, в первую очередь, —этнической, приобрела под влиянием работ Э.Эриксона, [335, 340] который в свою очередь использовал ряд положений 3.Фрейда и А.Фрейд, у которой одним из предметов исследований был процесс идентификации (отождествления) «...бессознательный процесс, благодаря которому человек (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует». [310, С.51] Для более полного понимания этого процесса, безусловно, необходимо обращение к феноменам, впервые ставшим предметом изучения «групповой психологии» конца ХЕХ—начале XX веков, а именно: имитации, подражания, внушения, психологического заражения. В 1975 году вышел коллективный труд «Этническая идентичность» под редакцией Дж. Де-Воса и Л. Романуси-Росс наряду с новым типом исследований, представленным статьями Дж.Де-Воса («Этнический |
(1941), одно из последних «Иметь или быть»1(1976). Отметим, что бегство от свободы возможно и в сторону осмысленного существования человека путем реализации своих родовых потребностей способностей и познания своей идентичности, в том числе этнической. Второй развивал в своих исследованиях Э.Эриксон. Он исследован личности великих людей биографическим методом. Путем анализа личностей он стремился осмыслить психологию народа. Наряду с изучением личности Ганди и Лютера, он написал книгу «Легенда детства Гитлера». Э. Эриксон продолжил классическую традицию психоанализа. Его подход к анализу получил название «психоисторйя»2. Особое внимание антропологов на протяжении длительного периода времени привлекала «загадка славянской души». Анализу этой проблемы посвящены многочисленные работы, большая часть которых не имеет отношения ни к культурной антропологии вообще» ни к психологической в частности. Выло очень много попыток истолковать «русский национальный характер» с позиции ортодоксальной фрейдистской концепции. В 1960-1970 и последующих годах, вплоть до сегодняшнего дня, опубликована масса работ, посвященных национальному характеру различных народов, в том числе и особенностям русского национального характера. Особо хотелось бы выделить исследования П.Сорокина, посвященные данному вопросу. В его фундаментальном труде «Общество, культура и личность» (1962) содержится критический анализ предшествующих работ, посвященных анализу «национального характера», и теоретическая концепция нации как социокультурной системы являющейся основой для конкретно-исторических 1Фромм Э. Иметь или быть. -Ми., 2000. ?Эриксон Э. Детство и общество. -СПб., 1996. исследований. В 1967 году П.Сорокин опубликовал специальное исследование «Существенные характеристики русской нации в XX веке»1. Значительное место в этой работе уделено критике исследований национального характера. С середины 1970 годов в США все больше распространение получает психокультурный анализ обществ посредством изучения этнической идентичности и этничности. Первые исследования подобного типа были проведены в США еще в 1940 году, но популярность изучения различных форм идентичности, и в первую очередь этнической, приобрело под влиянием работ Э.Эриксона12, который в свою очередь использовал ряд положений З.Фрсйда и Л.Фрейд, у которой одним из предметов исследований был процесс идентификации (отождествления) «...бессознательный процесс, благодаря которому человек (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует»3. Для более полного понимания этого процесса, безусловно, необходимо обращение к феноменам, впервые ставшим предметом изучения «групповой психологии» конца XIX-нач. XX веков, а именно: имитации, подражания, внушения, психологического заражения. В 1975 году вышел коллективный труд «Этническая идентичность» под редакцией Дж. Де-Воса и Л. Романуси-Росс. Наряду с новым типом исследований, представленным статьями Дж.Де-Воса («Этнический плюрализм: конфликт и приспособленность»), Дж.Деверо («Этническая идентичность: ее логические основания и дисфункции»), Т.Шварца 1Сорокин N. Основные черты русской нации в двадцатом столетии//0 России и русской философской культуре. -М.,1990. 2Эриксон Э.Т. Дсгсгво и общество. -СПб.,1996; Эриксон Э.Т. Иден тичность: юность и кризис. -М.,1996. 1Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. -М..1991. -С.51. |