Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 90]

90 Этническая история любого конкретного народа показывает, что в процессе его этногенеза складывается определенный психический тип со стойкими чертами как результат восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, традиций общения с соседями и т.д.
При этом обнаруживается, что психические переживания, историческая память этноса передаются новым поколениям не пассивно, стихийно, не сами по себе, а через духовную культуру, усваиваются каждым индивидом общности в процессе воспитания и практической совместной жизни.
Сами психические переживания, настроения впитываются в культуру этноса —историю, поэзию, литературу, мифологию, музыку, народное творчество, дополняя и развивая историческую память этноса и тем самым, приобретая способность вызывать адекватные психические переживания у новых поколений.
Непременным условием этнической определенности служит выделение и противопоставление какой-либо общности другим, наличие антитезы «мы» — «они».
Таким образом, этносом является только та общность людей, которая осознает себя как таковую, выделяя себя среди других аналогичных общностей.

Осознание членами этноса своего группового единства, осознание принадлежности к определенной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия принято в этнологии именовать этническим самосознанием.
Процесс формирования идентичности у человека связан с проведением четкой границы между собой и окружением.
Общепризнано,
что идентичность является ключевым элементом субъективной реальности.
Подобно всякой реальности она находится в диалектической взаимосвязи с обществом.
Поэтому идентичность формируется социальными процессами.
Интересно проследить описание понятия этническая ментальность в зарубежных и отечественных источниках.
В предлагаемой Ж.Дюби
[127, С.
1821] структуре менталитета не выделяется этнический менталитет.
В этой связи утверждение В.Одайник о том, что «на менее глубоком уровне, нежели уровень
[стр. 112]

В зависимости от ответа его социальные взаимоотношения будут в значительной степени различаться.
Этническая идентификация дает личности устойчивое основание для динамического взаимодействия в современном обществе, связывает настоящее с прошлым, обеспечивает историческую преемственность, служит исходной системой ориентаций в мире.
Этническая история любого конкретного народа показывает, что в процессе его этногенеза складывается определенный психический тип со стойкими чертами, как результат восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, традиций общения с соседями и т.д.
При этом обнаруживается, что психические переживания, историческая память этноса передаются новым поколениям не пассивно, стихийно, не сами по себе, а через духовную культуру, усваиваются каждым индивидом общности в процессе воспитания и практической совместной жизни.
Сами психические переживания, настроения впитываются в культуру этноса историю, поэзию, литературу, мифологию, музыку, народное творчество, дополняя и развивая историческую память этноса и тем самым, приобретая способность вызывать адекватные психические переживания у новых поколений.
Непременным условием этнической определенности служит выделение и противопоставление какой-либо общности другим, наличие антитезы «мы» «они».
Таким образом, этносом является только та общность людей, которая осознает себя как таковую, выделяя себя среди других аналогичных общностей.

Осознания членами этноса своего группового единства, осознание принадлежности к определенной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия принято в этнологии именовать этническим самосознанием.
Процесс формирования идентичности у человека связан с проведение четкой границы между собой и окружением.
Общепризнано,
112

[стр.,113]

что идентичность является ключевым элементом субъективной реальности.
Подобно всякой реальности она находится в диалектической взаимосвязи с обществом.
Поэтому идентичность формируется социальными процессами.
Интересно проследить описание понятия этническая ментальность в зарубежных и отечественных источниках.
В предлагаемой Ж.Дюби1
структуре менталитета не выделяется отдельно этнический менталитет.
В этой связи утверждение В.Одайник о том, что «на менее глубоком уровне, нежели уровень
коллективной психики, универсального...сушествуют структурные различия, соответствующие расе, племени, семье»12 представляется нам важным, т.к.
несет прямое указание на наличие структур, определяющих этническую ментальность.
Данное утверждение В.Одайник согласуется с точкой зрения К.Г.Юнга о наличии универсальных слоев психики, являющихся общими для всего человечества, и групповых, отражающих этническую историю формирования.
Говоря об универсальных слоях психики, К.Г.Юиг утверждал, что они содержат психологическую структуру человека, характеризующую его сущностные черты и их последующее разветвление.
В коллективном бессознательном, утверждает К.ГЛОнг, все люди имеют похожие архетипы, независимо от цвета кожи.
Различные уровни мышления отличают лишь историю рас.
Отмечая наличие групповых слоев психики, отражающих этническую историю, подобно тому, как ее имеет наше тело.
«Ребенок не рождается с готовым сознанием, но его разум не есть tabula rasa...Сам мозг рождается с определенной структурой, работает современным образом, но этот же 1Дюби Ж.
История мснталыюстей//История ментальностей, историческая антропология.
-М.,1996.
—С.
18-21.
2Одайник В.
Психология политики.
—CJ16.,19%.
—С.26.
113

[Back]