Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 91]

91 коллективной психики, универсального...существуют структурные различия, соответствующие расе, племени, семье», [227, С.26] представляется нам важным, т.к.
несет прямое указание на наличие структур, определяющих этническую ментальность.
Данное утверждение В.Одайник согласуется с точкой зрения К.Г.Юнга о наличии универсальных слоев психики, являющихся общими для всего человечества, и групповых, отражающих этническую историю формирования.
Говоря об универсальных слоях психики,
К.Г.Юнг утверждал, что они содержат психологическую структуру человека, характеризующую его сущностные черты и их последующее разветвление.
В коллективном бессознательном, утверждает
К.Г.Юнг, все люди имеют похожие архетипы, независимо от цвета кожи.
Различные уровни мышления отличают лишь историю рас.

Отмечается наличие групповых слоев психики, отражающих этническую историю, подобно тому, как ее имеет наше тело.
«Ребенок не рождается с готовым сознанием, но его разум не есть tabula rasa...Сам мозг рождается с определенной структурой, работает современным образом, но этот же
самый мозг имеет свою историю.
Он складывается в течение миллиона лет и содержит в себе историю, результатом которой является».

[342, С.
34] Основой становления и развития ментальности является этнос.
«Этнос в своем становлении, —пишет
Л.Н.Гумилев, феномен природный», [102, С.
12] естественно сложившийся коллектив.
Ментальность зарождающихся социальных общностей предполагает осознание их членами органической близости социальных позиций и целей, избранных по жизни культурных ориентаций и системы ценностей.
Здесь на рефлективном уровне формируются массовые идеалы, определяющие пласт культуры.
Фактически эти идеалы являются формой выражения системы фундаментальных ценностей, составляющих «ядро».
Смысл жизни человека, нации, человечества —познание своей сущности (природы, идеи), выяснение своей идентичности.
Таким образом, как смысл
[стр. 113]

что идентичность является ключевым элементом субъективной реальности.
Подобно всякой реальности она находится в диалектической взаимосвязи с обществом.
Поэтому идентичность формируется социальными процессами.
Интересно проследить описание понятия этническая ментальность в зарубежных и отечественных источниках.
В предлагаемой Ж.Дюби1 структуре менталитета не выделяется отдельно этнический менталитет.
В этой связи утверждение В.Одайник о том, что «на менее глубоком уровне, нежели уровень коллективной психики, универсального...сушествуют структурные различия, соответствующие расе, племени, семье»12 представляется нам важным, т.к.
несет прямое указание на наличие структур, определяющих этническую ментальность.
Данное утверждение В.Одайник согласуется с точкой зрения К.Г.Юнга о наличии универсальных слоев психики, являющихся общими для всего человечества, и групповых, отражающих этническую историю формирования.
Говоря об универсальных слоях психики,
К.Г.Юиг утверждал, что они содержат психологическую структуру человека, характеризующую его сущностные черты и их последующее разветвление.
В коллективном бессознательном, утверждает
К.ГЛОнг, все люди имеют похожие архетипы, независимо от цвета кожи.
Различные уровни мышления отличают лишь историю рас.

Отмечая наличие групповых слоев психики, отражающих этническую историю, подобно тому, как ее имеет наше тело.
«Ребенок не рождается с готовым сознанием, но его разум не есть tabula rasa...Сам мозг рождается с определенной структурой, работает современным образом, но этот же
1Дюби Ж.
История мснталыюстей//История ментальностей, историческая антропология.
-М.,1996.
—С.
18-21.
2Одайник В.
Психология политики.
—CJ16.,19%.
—С.26.
113

[стр.,114]

самый мозг имеет спою историю.
Он складывается в течение миллиона лет и содержит в себе историю, результатом которой является»1.

Основой становления и развития ментальности является этнос.
«Этнос в своем становлении, пишет
Л.И.Гумилев, феномен природный»12, естественно сложившийся коллектив.
Ментальность зарождающихся социальных общностей предполагает осознание их членами органической близости социальных позиций и целей, избранных по жизни культурных ориентаций и системы ценностей.
Здесь на рефлективном уровне формируются массовые идеалы, определяющие пласт культуры.
Фактически эти идеалы являются формой выражения системы фундаментальных ценностей, составляющих «ядро».
Смысл жизни человека, нации, человечества — познание своей сущности (природы, идеи), выяснение своей идентичности.
Таким образом, как смысл
жизни отдельного человека и человечества, так и этноса онтологическая философская проблема, которая имеет общечеловеческий и национально-этнический аспект, и индивидуальный онтологический аспект.
Смысл жизни этноса с точки зрения биологии продолжение его физического существования.
Смысл жизни этноса, по мысли В.И.Курашова, «одна из важнейших ипостасей национальной идеи, которая выражается в миссии этноса как целостности во всей истории его земной жизни»3.
Когда национальная идея познается и высказывается в форме понятной для многих, можно говорить о выявлении народом своей 1Юнг К.Г.
Структура психики и процесс индивидуации.
-М.,1996.
-С.34, 2Гумилев Л.Н.Этногснез и биосфера Земли.
-М.,2001.
-С.
12.
?Курантов В.И.
Философия и российская ментальность: Философская мысль России, на пороге XXI века.
-Казаны КГТУ,1999.
-С.203.

[Back]