Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 95]

95 этом сохранилась их национальная идентичность».
[178] В.П.Кожевников [162, С.39-40] отмечает, что вследствие наличия в человеке «природности» и «телесности» он находится в единстве с внешней природой, «включен» в нее и свободен, вступать с ней в природные отношения.
Поэтому специфика менталитетов различных цивилизаций тесно связана с особенностями природных условий той местности, где складывалась каждая из цивилизаций.

Природно-географический фактор задает ритм, ведет к созданию нормы, создает структуру производящей деятельности, высвобождает свободное время.
Родоначальник географического детерминизма Руссо считал, что для культуры (добавим истории) важен ландшафт, который закладывает мироощущение, обусловливает географическую
заданность, даже ритмизацию производящей деятельности человека.
Ландшафт имеет свою особую интенсивность биогенных и энергетических процессов.
Территории же с контрастными ландшафтами особенно ускоряют и усиливают всякого рода взаимодействие.
В сложных климатических условиях степень усилий не восполняется.
Экстремальные условия не благоприятны для культуры.
Вот, например, как объяснял главный источник могущества США П.Галлуа — французский генерал, автор ряда книг, посвященных международно-политической стратегии, преподаватель Сорбонны.
Он
видел его в пространстве.
Во-первых, расстояние, отделяющее их от старого света, позволило американцам отказаться от его законов, институтов, прав и создать новое общество, защищенное удаленностью океаном.
Во-вторых, протяженность американского континента стимулировала авантюрный и предпринимательский дух последователей и стала основой величия нации.
Рождение учения о влиянии природной среды на характер культуры и общественного строя было связано с именем французского просветителя
ХУНТ в.
Ш.Монтескье.
Первым научным трудом, посвященным этому вопросу, была книга немецкого антрополога Ф.Ратцеля «Политическая география» (1897 г.).
В 1899 году Л.Мечников опубликовал свой труд «Цивилизация и великие
[стр. 118]

Разными авторами указывается на наличие или отсутствие связи нации, ментальности с территориальностью и государственностью.
В.И.Курашов считает, что территориальность не является атрибутом самости нации: «Диаспора евреев, а также и армян приводила к утрате территории.
Многие народы на длительный срок лишались государственной независимости, но при этом сохранилась их национальная идентичность»1.
В.П.Кожевников12 отмечает, что вследствие наличия в человеке «природности» и «телесности» он находится в единстве с внешней природой, «включен» в нее и свободен, вступать с ней в природные отношения.
Поэтому специфика менталитетов различных цивилизаций тесно связана с особенностями природных условий той местности, где складывалась каждая из цивилизаций.

I(риродно-географический фактор задает ритм, ведет к созданию нормы, создает структуру производящей деятельности, высвобождает свободное время.
Родоначальник географического детерминизма Руссо считал, что для культуры (добавим истории) важен ландшафт, который закладывает мироощущение, обусловливает географическую
заданпость, даже ритмизацию производящей деятельности человека.
Ландшафт имеет свою особую интенсивность биогенных и энергетических процессов.
Территории же с контрастными ландшафтами особенно ускоряют и усиливают всякого рода взаимодействие.
В сложных климатических условиях степень усилий не восполняется.
Экстремальные условия не благоприятны для культуры.
Вот, например, как объяснял главный источник могущества США, П.Галлуа французский генерал, автор ряда книг, посвященных международно-политической стратегии, преподаватель Сорбонны.
Он
1Курашов В.И.
Философия и российская ментальность: Философская мысль России на пороге XXI века.
-Качань.1999.
-С.207.
2Кожевников В.П.
Ментальность Российской цивилизации.
-М.,1998.
-С.39-40.


[стр.,119]

видел его в пространстве.
Во-первых, расстояние, отделяющее их от старого света, позволило американцам отказаться от его законов, институтов, прав и создать новое общество, защищенное удаленностью океаном.
Во-вторых, протяженность американского континента стимулировала авантюрный и предпринимательский дух последователей и стала основой величия нации.
Рождение учения о влиянии природной среды на характер культуры и общественного строя было связано с именем французского просветителя
XVIII в.
LLLМонтескье.
Первым научным трудом, посвященным этому вопросу, была книга немецкого антрополога Ф.Ратцеля «Политическая география» (1897 г.).
В 1899 году Л.Мечников опубликовал свой труд «Цивилизация и великие
исторические реки (географическая теория прогресса и социального развития)».
В России издавна существовала антропогеография, развитие которой было прервано лишь в начале 30-х гг.
нашего столетия.
Еще в 1920-е годы А.А.Крубер, Л.Д.Синицкий, В.П.Семеиов-Тянь-Шанский отказались от общих спекулятивных философских рассуждений на тему связи земли, духа и культуры народов, перейдя к конкретно-научному выяснению преломления географических влияний через призму исторических и культурных отношений на жизнь человеческих сообществ.
По утверждению Л.Н.Гумилева1 характер поведенческих стереотипов этносов, уровень их пассионарной энергии оказывается в состоянии тесной зависимости от характера территорий обитания, этносоциальных популяций.
Его теория этногенеза тесно связана с ландшафтом.
Л.П.Гумилсв2 пишет, что новые этносы возникают на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна интенсивная метизация.
Утрата ландшафта или его 1Гумилев Л.11.
Этногенез и биосфера Земли.
-М.,2001.
7Гумилев Л.11.География этноса в исторический период.
-М., 2000.

[Back]