Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 96]

/ 96 исторические реки (географическая теория прогресса и социального развития)».
В России издавна существовала антропогеография, развитие которой было прервано лишь в начале 30-х гг.
нашего столетия.
Еще в 1920-е годы А.А.Крубер, Л.Д.Синицкий,
В.П.Семенов-Тянь-Шанский отказались от общих$ спекулятивных философских рассуждений на тему связи земли, духа и 4 культуры народов, перейдя к конкретно-научному выяснению преломления географических влияний через призму исторических и культурных отношений на жизнь человеческих сообществ.
По утверждению Л.Н.Гумилева,
[102] характер поведенческих стереотипов этносов, уровень их пассионарной энергии оказывается в состоянии тесной зависимости от характера территорий обитания, этносоциальных популяций.
Его теория этногенеза тесно связана с ландшафтом.

Л.Н.Гумилев [103, С.54] пишет, что новые этносы возникают на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна интенсивная метизация.
Утрата* ландшафта или его
изменение искажает и культуру этноса.
Для народа крайне важна связь с ландшафтом, который определяет систему хозяйства.
Каждый этнос приспособлен к своему ландшафту.
Если же ландшафт изменяется радикально, то радикально меняется и этнос.
При изменениях ландшафта, превышающих определенный критический порог, на месте старого этноса появляется новый.

формируются человеческие функции мозга, поскольку развитие мозга продолжается и после рождения человека (в ювенальный период нижнетеменная область его увеличивается на 80%), а все высшие отделы мозга преобразуются, как * биологические системы, под влиянием социальной, материальной и духовной деятельности, в частности речи.
Сложные природные и климатические условия, усложнение видов труда
предполагало в первую очередь эволюционное расширение и обогащение функциональных возможностей мозга и вместе с тем дальнейшее совершенствование работы органов чувств.
[стр. 119]

видел его в пространстве.
Во-первых, расстояние, отделяющее их от старого света, позволило американцам отказаться от его законов, институтов, прав и создать новое общество, защищенное удаленностью океаном.
Во-вторых, протяженность американского континента стимулировала авантюрный и предпринимательский дух последователей и стала основой величия нации.
Рождение учения о влиянии природной среды на характер культуры и общественного строя было связано с именем французского просветителя XVIII в.
LLLМонтескье.
Первым научным трудом, посвященным этому вопросу, была книга немецкого антрополога Ф.Ратцеля «Политическая география» (1897 г.).
В 1899 году Л.Мечников опубликовал свой труд «Цивилизация и великие исторические реки (географическая теория прогресса и социального развития)».
В России издавна существовала антропогеография, развитие которой было прервано лишь в начале 30-х гг.
нашего столетия.
Еще в 1920-е годы А.А.Крубер, Л.Д.Синицкий,
В.П.Семеиов-Тянь-Шанский отказались от общих спекулятивных философских рассуждений на тему связи земли, духа и культуры народов, перейдя к конкретно-научному выяснению преломления географических влияний через призму исторических и культурных отношений на жизнь человеческих сообществ.
По утверждению Л.Н.Гумилева1
характер поведенческих стереотипов этносов, уровень их пассионарной энергии оказывается в состоянии тесной зависимости от характера территорий обитания, этносоциальных популяций.
Его теория этногенеза тесно связана с ландшафтом.

Л.П.Гумилсв2 пишет, что новые этносы возникают на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна интенсивная метизация.
Утрата ландшафта или его
1Гумилев Л.11.
Этногенез и биосфера Земли.
-М.,2001.
7Гумилев Л.11.География этноса в исторический период.
-М., 2000.


[стр.,120]

изменение искажает и культуру этноса.
Для народа крайне важна связь с ландшафтом, который определяет систему хозяйства.
Каждый этнос приспособлен к своему ландшафту.
Если же ландшафт изменяется радикально, то радикально меняется и этнос.
При изменениях ландшафта, превышающих определенный критический порог, на месте старого этноса появляется новый.

Под воздействием связей со средой, природой формируются и собственно человеческие функции мозга, поскольку развитие мозга продолжается и после рождения человека (в ювенальный период ф нижнегеменная область мозга увеличивается на 80%), а все высшие отделы мозга преобразуются, как биологические системы, под влиянием социальной, материальной и духовной деятельности, в частности речи.
Сложные природные и климатические условия, усложнение видов труда
предполагало в первую очередь эволюционное расширение и обогащение функциональных возможностей мозга и вместе с тем дальнейшее совершенствование работы органов чувств.
Наряду с традициями, языком, территориальностью, немаловажную роль в формировании этнической идентичности и ментальности жрает религия.
«После крещения Древняя Русь, отмечает В.И.Курашов, ® обрела духовную ипостась целостной национальной идеи, хотя и до этого племена Древней Руси уже составляли некоторую общность «Русь».
Религия имеет большую объединяющую силу, чем язык это видно, например, по еврейскому народу, который во время продолжительной диаспоры, менял и видоизменял язык, но сохранил верность иудаизму и тем национальную идентичность»'.
Религия может служить разрушению этнической идентичности (в случае, например, когда представитель нехристианской страны обращается в христианство, принимая трансцендентный взгляд на мир), а может поддерживать ' Курашов В.И.
Указ.
соч.
-С.206-207.
120

[Back]