Проверяемый текст
Гусаева, Каринэ Гамидовна; Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности (Диссертация 2006)
[стр. 99]

называемое крещение Руси, православие было объявлено государственной религией, и, хотя христианизация всего населения потребовала в общей сложности нескольких столетий, православие в конце концов прочно утвердилось здесь.
[284, С.12] С появлением так называемых «мировых» религий, каждая из которых распространена среди многих этносов, отмеченная выше связь этноса с религией, как это ни странно, не исчезла.
Так, исламские идеологи иногда сравнивают национализм с «асабийя» (букв, «сознание единства»,* «любовь ко всему своему», «патриотизм») групповой солидарностью, с лояльностью исключительно по отношению к своему племени, что было характерно для самого раннего периода существования арабского общества.
По преданию, пророк Мухаммад осудил этот принцип — «Тот, кто обращается к асабийя, не принадлежит к нашей общине» — и потребовал от верующих покоряться только Аллаху, руководствоваться лишь его предписаниями».
Противники национализма считают, что, подобно тому, как в прошлом асабийя вела к межплеменной борьбе, национализм, ставя превыше всего интересы той или иной нации, приводит к войнам, порабощению одного народа другим.

[280, С.117-118] Каждая из трех мировых религий, в том числе и наиболее распространенная среди них христианство, отрицала важность этнических, политических, социально-классовых и прочих различии между людьми, проповедовала возможность их всеобщей интеграции в рамках своего вероучения, тем более, что формирование и распространение таких религий на том этапе исторического развития общества в какой-то степени отвечали духовным потребностям общества.
Л.Н.
Митрохин отмечает, что «религиозные исторически массового сознания людей, страдающих от воздействия чуждых природных (а впоследствии и социальных) сил.
Таким образом, основное ядро религии — вера в сверхъестественное, в Бога, в конечном счете формировалась независимо от официальной пропаганды, а поэтому даже представленная
[стр. 29]

29 территорий.
Так, в раннее средневековье христианство, проникая из Византии на сопредельные с ней земли, оказывало все большее воздействие па восточных славян; феодализация Руси и складывание государственности создали новые религиозные потребности.
В конце X в.
произошло так называемое крещение Руси, православие было объявлено государственной религией, и, хотя христианизация всего населения потребовала в обшей сложности нескольких столетий, православие в конце концов прочно утвердилось здесь'.
С появлением так называемых «мировых» религий, каждая из которых распространена среди многих этносов, отмеченная выше связь этноса с религией, как это
не странно, не исчезла.
Так, исламские идеологи иногда сравнивают национализм с «асабийя» (букв, «сознание единства», «любовь ко всему своему», «патриотизм»)— групповой солидарностью, с лояльностью исключительно по отношению к своему племени, что было характерно для самого раннего периода существования арабского общества.
По преданию, пророк Мухаммад осудил этот принцип — «Тот, кто обращается к асабийя, не принадлежит к нашей общине» — и потребовал от верующих покоряться только Аллаху, руководствоваться лишь его предписаниями».
Противники национализма считают, что, подобно тому как в прошлом асабийя вела к межплеменной борьбе, национализм, ставя превыше всего интересы той или иной нации, приводит к войнам, порабощению одного народа другим12.

В принципе, каждая из трех мировых религий, в том числе и наиболее распространенная среди них христианство, отрицала важность этнических, политических, социально-классовых и прочих различий между людьми, проповедовала возможность их всеобщей интеграции в рамках своего вероучения, гем более, что формирование и распространение таких религий на том этапе исторического развития общества в какой-то степени отвечало духовным потребностям общества.
ЛЛ1.
Митрохин отмечает, что «религиозные представления исторически возникли как элемент практического массового сознания лю1Сухов Д.Д, Религия в истории общества.М.: Наука, 1979.
С.
12.
2См.: Степаняпц M.T.
Мусульманские концепции в философии и политике (X IX ХХвв.).М.: Паука, 1982.
С.
117-118.


[стр.,30]

30 дей, страдающих от воздействия чуждых природных (а впоследствии и социальных) сил.
Таким образом, основное ядро религии — вера в сверхъестественное, в Бога, в конечном счете формировалась независимо от официальной пропаганды, а поэтому даже представленная
профессиональными идеологами, она могла восприниматься угнетенными массами не как чужая, навязанная, а как собственная.
Так что религиозные представления как бы вырастают снизу, сливаясь со стихийно формирующимся мироощущением масс; им оказывается подвластной интимная, утаиваемая от официальных регламентаций сфера социальных идеалов и упований»1.
Содержавшиеся в каждой из таких религиях философско-этические установки детально разрабатывались и обосновывались применительно к различным аспектам жизнедеятельности общества.
Ф.
Энгельс, отмечая большое общественное значение религии в средние века, считал, что в этот период происходит присоединение к теологии и превращение в ее подразделения всех прочих форм идеологии: философии, политики, юриспруденции.
«Вследствие этого всякое общественное и политическое движение вынуждено было принимать геологическую форму.
Чувства масс вскормлены были исключительно религиозной пищей; поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо было собственные интересы этих масс представлять им в религиозной одежде»-.
Ни христианство, ни буддизм, ни ислам не проповедуют и не освящают особых сакральных преимуществ какого-либо народа, социальных порядков в какой-либо отдельно взятой стране.
В частности, возникновение ислама не представляет собой уникальный феномен.
История религий в той или иной степени дает возможность провести параллель и установить связь между зарождением ислама и развитием других религиозных течений.
Исследования по истории ислама и его преемственной связи с другими религиями и духовными явлениями показывают, что он, находясь в самой непосредственной преемственной 1Митрохин Л.
II.
Философия религии.М : Республика, 1993.
С.
118.
" Маркс К.
и Энгельс Ф .
С оч„ T.
21.
С.
314.

[Back]