минимум вмешательства государства в деятельность экономических субъектов, но не полное его бездействие. “Ряд товаров и услуг рынок не в силах предоставить обществу, поэтому у государства появляются “три весьма важные обязанности”: обеспечение военной безопасности, отправление правосудия и обязанность создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения, создание и содержание которых не могут быть выгодны отдельным лицам или небольшим группам, потому что прибыль от них не сможет никогда возместить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и сможет, часто с излишком, возместить их большому обществу”.1 Более того, в “Исследовании природы и причин богатства народов” А. Смита четко прослеживается мысль о том, что рыночный механизм установит гармонию только тогда, когда он включен в соответствующие правовые и институциональные рамки. Принцип “ Ыззег поиз Гане” является фундаментом философии А.Смита. Причем последователями Смита этот принцип трактовался по-разному: от рассуждений о необходимости вмешательства государства в экономику в отдельных случаях ( У.Петти, Д.Рикардо ) до отказа от признания целесообразности такового. В учении Ж.Б.Сея идеи о невмешательстве государства в жизнь граждан доведены до крайности. Он пишет, что “самое лучшее управление то, которое наименее деятельно. Когда государство становится производителем, оно обязательно будет дурным фабрикантом и торговцем. Глава государства делает много хорошего уже тем, что не делает ничего дурного”.2 1 БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело. Лтд. 1994. С. 51-52. 2 Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов М.: Инфра-М, 1996. С.27. 17 |
А.Смита, неизбежно будет сдерживать экономическое развитие. "Великие нации нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти." 1 Идея " свободной игры рыночных сил " ( принцип " Ьа^ззег поиз Гаке" дайте нам самим действовать ), принадлежащая Смиту, подразумевает минимум вмешательства государства в деятельность экономических субъектов, но не полное его бездействие. Ряд товаров и услуг рынок не в силах предоставить обществу, поэтому у государства появляются " три весьма важные обязанности": обеспечение военной безопасности, отправление правосудия и обязанность создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения, создание и содержание которых не могут быть выгодны отдельным лицам или небольшим груп пам, потому что прибыль от них не сможет никогда возместить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и сможет, часто с излишком, возместить их большому обществу."2 Более того, в " Исследовании природы и причин богатства народов " А. Смита есть множество замечаний по поводу "низких и хищнических методов", которыми пользуется класс предпринимателей, и четко прослеживается мысль о том, что личные интересы могут как способствовать, так и препятствовать росту благосостояния общества. Рыночный механизм установит гармонию только тогда, когда он включен в соответствующие правовые и институциональные рамки. Фундамент философии А.Смита принцип " 1а1$зе2 поиз Гане " был развит последователями великого ученого. Причем этот принцип трактовался ими поразному: от рассуждений о необходимости вмешательства государства в 1 Липсиц И. Экономика без тайн М.: Дело, 1993 С.34 2 Блауг М Экономическая мысль в ретроспективе М.: Дело. Лтд, 1994 С. 51-52. 15 экономику в отдельных случаях ( У.Петти, Д.Рикардо ) до отказа от признания целесообразности такового. Так, идеи о невмешательстве государства в жизнь граждан доведены до крайности в учении Ж.Б.Сея. Он пишет, что " самое лучшее управление "с, которое наименее деятельно". Когда государство становится производителем, оно обязательно будет дурным фабрикантом и торговцем. "Глава государства делает много хорошего уже тем, что не делает ничего дурного."1 Другой французский экономист Ф.Бастиа считает, что "нужно довести бюджет до нуля", "что государство не должно вмешиваться в экономическую борьбу, охранять отдельные группы населения : " это означало бы противодействовать свободе и ограничивать прогресс нации."2 Либеральные идеи представителей классической буржуазной политэкономии как нельзя более логично соответствуют специфике общества, в котором они ( идеи ) рождались. Теории " невмешательства государства " это поиски способов стимулирования функционирования хозяйства в условиях развивающегося капитализма. Они представляют собой идеологию окрепших промышленников, которая актуальна и преобладает над остальными до тех пор, пока внутренние противоречия самого капитализма не начинают тормозить общественный прогресс. Тогда наблюдается постепенный отход от взглядов А.Смита на роль государства в экономике. Анализ экономических проблем современности приводит многих экономистов к пониманию тоге, что система свободной конкуренции без участия государства не сможет обеспечить экономический и социальный прогресс в обществе. 1 Пушкарева В М История финансовой мысли и политики налогов М.: Инфра-М, ]996 С. 27. 16 2 Там же |