Проверяемый текст
Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
[стр. 22]

22 3.
Предприниматели третьего уровня продают за безналичные средства товары и услуги организациям, в том числе государственным.
4.
Предприниматели четвертого уровня вообще занимаются не производством или оказанием услуг, а перераспределением в свою пользу государственных и муниципальных активов либо путем приватизации (в последнее время через банкротства), либо через банковскую или квазибанковскую деятельность.
Из сказанного понятно, что малый бизнес дело многотрудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями.
Все «плюсы» и «минусы» этой формы экономической самодеятельности
можно проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ-таблицы (таблица 1).
Таблица 1 СВОТ-анализ МФХ как модели экономической самодеятельности Сильные стороны МФХ Слабые стороны МФХ Возможности МФХ Угрозы существованию МФХ Небольшой стартовый капитал Ограниченный (локально) рынок Рост до уровня «большого» бизнеса Быстрота полного разорения Высокая эффективность Ограниченные перспективы роста Сбалансированное развитие Быстрое достижение «потолка» роста Гибкость Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на «своем» рынке Легкость проникновения конкурента в эту нишу Самостоятельность Отсутствие влиятельной поддержки Творческая самореализация Уязвимость перед попытками силового давления сильных мира сего Перспективы развития малого предпринимательства весьма неоднозначны.
В ходе проекта, выполненного НИСИП11 по просьбе Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, был составлен экстраполяционный прогноз развития сектора малого предпринимательства в России исходя из макроэкономических данных, заложенных в правительственный сценарий экономического развития страны.
В прогнозе развития малого предпринимательства в
2002-2006 гг.
рассчитывались показатели развития
[стр. 7]

7 данного сектора экономики, дефицит новых идей и дискредитация многих в целом правильных подходов к оценке ситуации и мер по ее исправлению.
В этой обстановке малый бизнес — примерно 5,5 млн владельцев малых предприятий и индивидуальных предпринимателей — не видит тех политических сил, которые могут артикулировать и отстаивать его интересы, а потому готов на предстоящих думских выборах поддержать так называемые государственнические силы либо «проголосовать ногами».
Следует отметить, что по своей социальной природе малое предпринимательство, с одной стороны, теснимое крупным бизнесом, с другой — принимающее на себя первым все удары конъюнктуры, причем как экономической, так и политической, — это малое предпринимательство неоднородно, что выражается в изменчивости его политических симпатий.
Мелкие лавочники считались опорой нацизма в Германии.
В дореволюционной России из этого слоя рекрутировались погромщики и черносотенцы.
Но в этих же рядах было и много преданных сторонников социализма.
Объективно, в силу своих коренных интересов, малое предпринимательство является естественной средой для либеральных идей — идей политической и экономической свободы, гражданского общества, демократического государства.
Крупный бизнес может договориться с властью, и тогда он готов «наплевать» на принципы конкуренции, соревновательности и открытости в экономике и политике.
Бюрократия всегда готова быть той «шеей», которая властью будет вертеть, и вовсе не обязательно, как показывает уже и собственный опыт России, в том направлении, которое отвечает идеалам либерализма.
И только малый и средний бизнес кровно заинтересован в прозрачном государстве, надежных гарантиях свободы и собственности для всех, а не для избранных.
И он же является в принципе той силой, которая способна при необходимости поддерживать действия по утверждению такого порядка.
Отсюда его первостепенная роль для тех политических партий и движений в России, которые стоят на почве защиты либеральных и демократических ценностей.
Уинстон Черчилль говорил, что, несмотря на довольно длительную историю развития предпринимательства в западном обществе, люди по-прежнему так и не могут прийти к единству во взглядах на его социально-экономическую роль.
Одни видят в предпринимателях бешеных волков, которых нужно уничтожать, другие — дойных коров, за счет которых должны существовать остальные члены общества.
Между тем предприниматель — ни то и ни другое.
Он — соль земли, мотор рыночной экономики.
В особенности это справедливо по отношению к малому бизнесу.
С точки зрения экономической теории под малым предпринимательством — в противовес крупному — понимают обычно такую форму предпринимательства, которая отличается соединением в одном лице собственника и управляющего.
В малом предпринимательстве владелец фирмы обычно не только вкладывает собственные средства, не только контролирует направления их использования, но и лично (зачастую — единолично) осуществляет руководство всеми основными процессами — маркетингом, привлечением средств и инвестированием, осуществлением сделок и взаиморасчетов, наймом и увольнением работников и т.д.
Он несет все риски и разоряется в случае неудачи.
Но зато в случае удачи он один пользуется плодами успеха.
Отсюда исключительно сильная мотивация к успешному, энергичному хозяйствованию.
Из сказанного понятно, что малый бизнес — дело многотрудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями.
Все «плюсы» и «минусы» этой формы экономической самодеятельности
легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ-таблицы (см.
таблицу 1).
Из этой таблицы явствует, что жизнь малого предпринимателя — это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек».
И это — в стабильном, благожелательном к предпринимательству рыночном хозяйстве.
Что уж тогда говорить о российском обществе с его неустроенностью и кричащими экономическими и социальными проблемами?

[стр.,8]

8 Таблица 1.
СВОТ-анализ малого бизнеса (МБ) как модели экономической самодеятельности Сильные стороны МБ Слабые стороны МБ Возможности МБ Угрозы существованию МБ 1.
Небольшой стартовый капитал Ограниченный (локально) рынок Рост до уровня «большого» бизнеса Быстрота полного разорения
2.
Высокая эффективность Ограниченные перспективы роста Сбалансированное развитие Быстрое достижение «потолка» роста
3.
Гибкость Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на «своем» рынке Легкость проникновения конкурента в эту нишу
4.
Самостоятельность Отсутствие влиятельной поддержки Творческая самореализация Уязвимость перед попытками силового давления сильных мира сего
Провозглашенная в Конституции свобода частного предпринимательства на каждом шагу ставится под сомнение действиями местных администраций, налоговых и правоохранительных органов.
Регулярно вписываемые в послания президента его поручения правительству, всевозможные экономические программы всех постсоциалистических правительств декларации о необходимости всемерной поддержки и стимулирования частнопредпринимательского сектора повисают в воздухе, когда доходит дело до формирования бюджета, налоговой и таможенной политики.
И на втором десятке лет рыночных преобразований в России власть, политические элиты также рассматривают частных предпринимателей то как вороватых волков, которых нужно-де всячески прижимать и душить, то как дойных коров, когда речь идет о решении тех или иных задач на вверенной им территории (или пополнении собственного кармана).
Между тем российский малый предприниматель вовсе не похож на хищникакапиталиста, но он не готов и не желает выступать и в роли крайнего, за счет которого власть хотела бы решить проблемы, ею самой подчас и созданные.
Эти люди, активно работающие в народном хозяйстве в неблагоприятных условиях, обеспечивающие фундамент для благополучия собственных семей и дающие рабочие места миллионам своих сограждан, выполняют ряд важнейших функций, без которых не может состояться никакая рыночная экономика.
Прежде всего, малый бизнес, и только он, может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике и которые зачастую не готов был занять крупный и средний бизнес.
А между тем без них невозможно функционирование современного общества и хозяйства.
Это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т.д.) и бизнес-услуг (консалтинг, маркетинг, инжиниринг и др.).
Только присутствие многочисленных МП в этих сферах, во-первых, разгружает домашние хозяйства от несвойственных им функций, увеличивая свободное время каждого и создавая тем самым дополнительные возможности для отдыха, повышения образовательного и культурного уровня, семейного общения.
Во-вторых, без бизнес-услуг рыночная экономика лишается «капилляров», питающих предприятия, в том числе и крупные, необходимой информацией, кадрами, другими ресурсами.
Поскольку потребность в пополнении или обновлении ресурсной базы возникает не периодически, постольку заниматься всеми этими направлениями деятельности самим предприятиям зачастую накладно.
Малые сервисные фирмы снимают с них эту обузу.
В-третьих, малый бизнес огромное поле для тех инноваций, которые кажутся поначалу слишком рискованными для крупных хозяйственных структур.
Далее, малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде.
В этом сходились все великие теоретики — от Маркса до Ойкена.
Там, где нет малого предпринимательства в экономике или он слаб, неизбежно останавливается процесс строительства правового механизма регулирования

[стр.,36]

36 Тенденции развития малого предпринимательства в среднесрочной перспективе По данным Госкомстата России, на 1 января 2003 г.
число малых предприятий составило 882,3 тыс., увеличившись в течение 2002 г.
на 4,7%.
В ходе проекта, выполненного НИСИПП по просьбе Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства6 , был составлен экстраполяционный прогноз развития сектора малого предпринимательства в России исходя из макроэкономических данных, заложенных в правительственный сценарий экономического развития страны.
В прогнозе развития малого предпринимательства в
2002-2004 гг.
рассчитывались показатели развития малого предпринимательства по двум вариантам — оптимистическому и пессимистическому.
Оптимистический прогноз предполагает сохранение на протяжении прогнозного периода существующей экономической конъюнктуры в части благоприятных факторов, определяющих развитие малого предпринимательства, — стабильного роста российской экономики, роста платежеспособного спроса населения и емкости внутреннего рынка, умеренных темпов инфляции.
В случае ухудшения экономической конъюнктуры возможно развитие малого предпринимательства по второму варианту прогноза.
Параметры прогноза развития малого предпринимательства по первому (оптимистическому) и второму (пессимистическому) вариантам представлены во врезке 1.
Выяснилось, что и при оптимистическом варианте складывается довольно унылая картина.
Так, число МП будет снижаться, причем ежегодные темпы снижения будут уменьшаться с 1,3% в 2003 г.
до 0,8% в 2006 г.
В результате на конец 2006 г.
число малых предприятий составит 850,6 тыс., что на 3,6% меньше, чем на 1 января 2003 г.
Что касается отраслевой структуры численности малых предприятий, то в период с 2003 по 2006 г.
ожидаются разнонаправленные тренды в динамике количества малых предприятий в промышленности, строительстве и торговле.
Так, по данным, полученным в результате прогноза, темпы сокращения количества малых предприятий в промышленности будут расти в период с 2003 по 2005 г.
(до 5%) с небольшим последующим снижением в 2006 г.
В то же время предполагается, что в строительстве снижение числа малых предприятий будет происходить с увеличением темпов (с 5,7% в 2003 г.
до 7,5% в 2006 г.).
В результате число малых предприятий в промышленности в 2006 г.
составит 99,6 тыс.
и в строительстве — 85,7 тыс.
Такая динамика числа малых предприятий в промышленности и строительстве, как предполагается, приведет к снижению их удельного веса в отраслевой структуре малых предприятий.
Согласно прогнозу, доля промышленных малых предприятий снизится с 13,7% в 2002 г.
до 11,7% в 2006 г.
Аналогичная динамика приведет к уменьшению удельного веса МП в строительстве с 12,8% в 2002 г.
до 10,1% в 2006 г.
Напротив, будет происходить увеличение числа и доли в структуре малых предприятий торговли.
Согласно прогнозу, в течение 2003-2006 гг.
число малых предприятий торговли увеличится на 4,3%, составив на конец 2006 г.
440,4 тыс.
Доля малых предприятий торговли в отраслевой структуре малых предприятий увеличится с 47,9% в 2002 г.
до 51,8% в 2006 г.
Прогнозируемое в 2003-2006 гг.
снижение количества малых предприятий в промышленности и строительстве и увеличение числа малых предприятий в торговле будет сопровождаться увеличением среднесписочной численности работников на предприятиях промышленности, строительства и торговли.
В целом на период с 2003 по 2006 г.
прогнозируется увеличение занятости на малых предприятиях на 11,7%.
При этом будет отмечаться снижение темпов роста среднесписочной численности работников на предприятиях с 3,5% в 2003 г.
до 2,5% в 2006 г.
В результате согласно прогнозу на конец 2006 г.
среднесписочная численность работников на малых предприятиях составит 8067 тыс.
чел.
Согласно прогнозу же при условии сохранения наметившихся тенденций к концу 6 Подробнее см.: Прогноз развития алого предпринимательства на 2003-2006 годы / НИСИПП, май 2003г.

[Back]