Проверяемый текст
Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
[стр. 44]

44 знаний и пресловутое давление криминальных структур, далеко уступают вышеозначенной причине по своей роли в неуспехе малого предприятия.
Нельзя пройти мимо такого явления, как силовое давление на МФХ со стороны криминальных структур.
По данным опроса, проведенного автономной некоммерческой организацией «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус» в
2002г.11, представители инфраструктуры предпринимательства в интервью отмечали, что в основном распространена оплата так называемым «крышам» по «фиксированной «таксе», пропорциональной уровню и масштабам бизнеса».
По данным анкетного опроса малых предприятий, в целом определенную стабильность демонстрируют «ставки» в теневых взаимоотношениях малого бизнеса с криминалом.
По данным опроса, в 1999 г.
малые предприятия выплачивали «крышам»
(рис.
4)12.
61 5 4 ■ 5 3' 21 Л пню и Промышленность Оптовая торговля Розничная торговля В1999 г.
4,57 5,7 4,9 02000 г.
4,08 4,62 4,04 ■2001 г.
4,0 4,1 3,44 ■январь-апрель 2002 г.
4,22 3,84 3,34 Рис.
4 Доля «крыш» в среднемесячной выручке малых предприятий (отраслевой разрез) 1 См.
подробнее: Налогообложение малого предпринимательства (законодательная и правоприменительная практика в России и регионах, реформа налогообложения малого бизнеса).
М.: Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус», 2002.

12 Уровень таких выплат у торгового бизнеса был традиционно выше, чем у промышленного, поэтому, возможно, здесь «есть чему снижаться».
[стр. 50]

50 неуспеха бизнеса весьма различны.
Если сгруппировать их в несколько блоков, то получается следующая картина: • удачно прошли регистрационно-разрешительные процедуры и продолжают заниматься бизнесом — 46,7% из числа «предпринимательской» подвыборки (5,3% выборки в целом); • удачно прошли регистрационно-разрешительные процедуры, но деятельность предприятий в силу разных причин прекратили — 27,4% (3,1%); • не смогли преодолеть барьеры на входе в рынок и бизнесом не занимаются — 2,5% (0,3%); • не смогли преодолеть барьеры на входе в рынок, но бизнесом занимаются — 4,0% (0,5%); • не пытались преодолевать барьеры на входе в рынок и бизнесом занимаются «почерному» — 6,0% (0,7%); • занимаются бизнесом от случая к случаю, никак его не оформляя, — 13,4% (1,5%).
Таким образом, высокие административные барьеры на входе в рынок стали причиной отказа от занятий бизнесом еще до старта только 2,5% респондентов.
Если сопоставить это число с предпринимательским потенциалом в широком смысле слова, то получится примерно 2,2% из потенциально желающих заниматься бизнесом (13,5%) и примерно каждый пятый по отношению к тем, кто не только мечтает, но и активно готовится к занятиям предпринимательством.
В целом это свидетельствует, вопреки широко распространенному мнению, скорее об относительной проходимости барьеров на входе в рынок для стартующих предприятий в России.
Анализ причин закрытия стартовавших бизнесов (см.
таблицу 30) показывает, что основной причиной этого, по мнению самих опрошенных, явилась недостаточность финансовых средств.
Однако, если суммировать показатели по двум строкам, характеризующим роль властей (отсутствие связей и давление проверяющих органов), то в совокупности значимость административных факторов даже превышает значимость финансовых средств — свыше 80% ! Такое суммирование представляется тем более оправданным, что наличие связей, как правило, бывает необходимо именно для смягчения контрольно-проверочного пресса на бизнес.
Иными словами, если верить полученной картине, то власти «мягко стелют» (барьеры на входе минимальны), но потом малому предпринимателю без нужных связей бывает «жестко спать».
Все остальные причины объективного и субъективного характера, включая отсутствие грамотного бизнес-плана, недостаток специальных знаний и пресловутое давление криминальных структур, далеко уступают вышеозначенной причине по своей роли в неуспехе малого предприятия.
Таблица 30.
Ответы на вопрос «Если Вы в прошлом пытались начать собственный бизнес, но неудачно, в чем главные причины этого (выберите три наиболее важных варианта ответа)?» В % от выборки (N=1756) В % от числа бывших предпринимателе й (N=80) 1 .
Убедился, что быть предпринимателем это не для меня 0,7 16,3 2.
Не хватило финансовых средств на раскрутку бизнеса 3,6 78,6 3.
Не оказалось нужных связей в органах власти (муниципальной, городской, региональной нужное подчеркнуть) 1,9 41,2 4.
Давление криминальных структур 0,8 17,6 5.
Давление проверяющих, контролирующих органов (например, пожарная инспекция, СЭС и т.п.) 1,9 41,2 6.
Не удалось найти контакты, поддержку среди действующих предпринимателей 0,4 8,8 7.
Отсутствие либо непродуманность плана развития собственного бизнеса на перспективу 0,9 18,8

[стр.,70]

70 бизнеса заявили более половины руководителей малых предприятий (55%), две трети из них (37%) считали эти издержки незначительными для своего предприятия, а для одной трети (18%) они были весьма существенными.
Причем малые предприятия были вынуждены нести бремя подобных издержек заметно чаще, нежели крупные хозяйственные структуры.
При этом чем «моложе» предприятие, тем больше у него подобных издержек.
Иными словами, расходы на защиту бизнеса становятся неотъемлемой частью хозяйственных затрат.
Судя по всему, однако, зона применения силовых методов в российском бизнесе с течением времени сокращается.
Так, оценивая динамику применения насилия в последние годы, предприниматели проявили относительный оптимизм.
Только 13% руководителей малых предприятий в ходе вышеуказанного опроса считали, что угрозы и силовые вымогательства за последние 2-3 года участились.
Почти каждый третий был уверен, что их стало меньше (30 %), а более половины (57 %) — что ничего не изменилось.
Предприниматели также оптимистично оценивали возможность избавления от насилия в деловых отношениях.
Не считали это возможным в нынешних условиях только 8% предпринимателей.
Более половины (58%) были уверены в возможности отказа от силовых методов, а каждый третий думал, что это возможно с трудом (см.
таблицу 38).
Причем представители малых предприятий ответили на эти вопросы несколько оптимистичнее руководителей более крупных фирм.
По данным опроса, проведенного автономной некоммерческой организацией «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус» в
2002г.17 , представители инфраструктуры предпринимательства в интервью отмечали, что в основном распространена оплата так называемым «крышам» по «фиксированной «таксе», пропорциональной уровню и масштабам бизнеса».
Представитель московской инфраструктуры предпринимательства смог оценить средний размер выплат российских малых предприятий «крышам» не от выручки, а только от прибыли.
Эта доля, по его мнению, составляет около 10%.
По данным анкетного опроса малых предприятий, в целом определенную стабильность демонстрируют «ставки» в теневых взаимоотношениях малого бизнеса с криминалом.
По данным опроса, в 1999 г.
малые предприятия выплачивали «крышам»
5,13% от среднемесячной выручки, в 2000 г.
— 4,51%, в 2001 г.
— 4,72%, в первые четыре месяца 2002 г.
— 4,41%.
При этом уровень выплат торгового малого бизнеса так называемым «крышам» снижается интенсивнее, чем уровень выплат промышленных МП (см.
рис.
5)18 .
Данные интервью с предпринимателями подтверждают также сокращение зон открытого насилия по сравнению с началом 90-х гг., обусловленное следующими причинами: • произошел раздел зон влияния, и конфликты возникают преимущественно на границах этих зон; • повысилась ответственность предпринимателей за безопасность бизнеса и личную безопасность; • во многих сферах деятельности закончилась эпоха «быстрых» денег, которые притягивают криминальные структуры; • криминальные структуры начали вливаться в легальные и полулегальные сегменты рынков, что предполагает более цивилизованные формы делового и силового взаимодействия.
Рис.
5.
Доля «крыш» в среднемесячной выручке малых предприятий (отраслевой разрез) 17 См.
подробнее: Налогообложение малого предпринимательства (законодательная и правоприменительная практика в России и регионах, реформа налогообложения малого бизнеса).
М.: Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус», 2002.

18 Уровень таких выплат у торгового бизнеса был традиционно выше, чем у промышленного, поэтому, возможно, здесь «есть чему снижаться».

[Back]