Проверяемый текст
Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
[стр. 49]

49 «Бизнес-Тезаурус».
В результате складывается примерно следующая картина
(таблица 8).
Таблица 8 «Среднестатистическая» структура фактического оборота Показатель Данные по неучитываемой составляющей Доля от фактического оборота (Y), оценка В наличном обороте, % от фактического оборота В В = 0.05Y 0,05 0,05 КР КР = 0.05 Y 0,05 0,05 ОБ% 0,02-0,07 от YL-N 0,01 0,01 М MN = 0,13xM 0,4 0,13x0,4 = 0,05 ОФ 00N = 0,1 х ОФ 0,1 0,1 х 0,1=0,01 К 0,1 0,1 (если предприятие полностью работает на «партнерском» кредите) W WN = 0,3W 0,15 0,3x0,15 = 0,045 ТАХ TAX=0,3YL 0,05 Р 0,1 0,1 (исходя из того, что легальная прибыль не показывается для неуплаты налогов) Сумма 0,315-0,415 Общая доля теневого оборота, таким образом, по грубым подсчетам составляет от 31 % до 42% фактического оборота.
Однако необходимо затронуть еще одну важную тему — так называемые издержки легализации.
Мы не имеем точной цифры просто потому, что при легализации речь идет не только о прямых и очевидных дополнительных издержках, связанных с единовременным увеличением
налоговой нагрузки и более пристальным вниманием со стороны различного рода проверяющих органов.
Речь идет и о более тонких вещах, например о необходимости вкладывать дополнительные силы, время и средства в создание репутационного капитала и т.п.
Ясно, что при нынешних условиях развития малого предпринимательства, и, прежде всего мелкого бизнеса, существует почти непреодолимый барьер между сектором малого бизнеса и сектором средних предприятий.
[стр. 103]

103 1.
Налоговые отчисления (TAX) 2.
Расчеты с контрагентами (МL) 3.
Официальная оплата труда (WL) 4.
Возврат легального кредита и процентов по нему (KL) 5.
Оплата основных фондов, включая помещения (ОФL) «Теневая» и «серая» части оборота, таким образом: YN + YL-N = В + КР + ОБ% + МN + ОФN + КN +WN + PN Легальная часть оборота: YL = TAX + МL + WL + KL + ОФL+PL Общий фактический оборот, являющийся суммой легального, «теневого» и «серого»: Y = YL +YN + YL-N = В + КР + ОБ% + (МN + МL) + (ОФN + ОФL)+ (КN + KL) +(WN + WL)+ TAX+ (PN + PL) Для расчета нужно знать «среднестатистическую» структуру фактического оборота.
По многим показателям такие данные отсутствуют, их примерная величина приводится в нижеследующем расчете исходя из экспертных оценок и данных ряда опросов предпринимателей, проводившихся в последние годы, в частности, НИСИПП, РНИСиНП, ИКЦ «Бизнес-Тезаурус».
В результате складывается примерно следующая картина
(см.
таблицу 49).
Таблица 49.
«Среднестатистическая» структура фактического оборота Показатель Данные по неучитываемой составляющей Доля от фактического оборота (Y), оценка В наличном обороте, % от фактического оборота В В = 0.05Y 0,05 0,05 КР КР = 0.05Y 0,05 0,05 ОБ% 0,02-0,07 от YL-N 0,01 0,01 М MN = 0,13x M 0,4 0,13x0,4 = 0,05 ОФ 00N = 0,1 х ОФ 0,1 0,1 х 0,1=0,01 К 0,1 0,1 (если предприятие полностью работает на «партнерском» кредите) W WN = 0,3W 0,15 0,3x0,15 = 0,045
TAX TAX=0,3YL 0,05 Р 0,1 0,1 (исходя из того, что легальная прибыль не показывается для неуплаты налогов) Сумма 0,315-0,415 Общая доля теневого оборота, таким образом, по грубым подсчетам составляет от 31 % до 42% фактического оборота.
УN, судя по данным опросов, составляет в среднем 16%.
Доля YL-N (фиктивная официальная выручка — сумма контрактов с конторами по обналичиванию) неизвестна, но, судя опять-таки по данным опросов и сделанным оценкам структуры фактического оборота (см.
таблицу 49), для того, чтобы покрыть все наличные «затраты» (взятки и «откаты», выплаты «крышам», возврат партнерского кредита, зарплата сотрудникам) и чтобы осталось еще что-то на собственное развитие или потребление, она должна быть не менее 26% от фактического оборота.
Если взять официальные данные Госкомстата о выручке малых предприятий (по итогам сплошного обследования 2000 г., она составила 2,8 трлн.
руб.37 ), а также среднюю оценку не фиксируемой в договорах выручки в 16%, то можно предположить, что фактический годовой оборот на малых предприятиях в целом составил 3,25 трлн.
руб.
Из них от 31 % до 42%, или от 1,02 до 1,37 трлн.
руб.
(примерно от 36,5 до 49 млрд.
долл.), 37 Данные сплошного обследования малых предприятий наиболее адекватно отражают реальную ситуацию.


[стр.,104]

104 находились в теневом наличном обороте.
Эта оценка, естественно, не учитывает того, что, с одной стороны, не все предприятия, попавшие в сплошное обследование, ответили на его вопросы правдиво — скорее всего, в их ответах имело место значительное занижение реальных показателей оборота, с другой стороны, в обследование не попали незарегистрированные предприятия (т.е.
полностью нелегальные), а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые составляют весьма весомый пласт малого предпринимательства.
Таким образом, если предположить, что отмеченные выше два фактора взаимно уравновешивают друг друга, то следует оценить суммарное «выпадение» оборота малого бизнеса из легальной экономики, а значит, и из-под налогообложения, только в 2000 г.
примерно в 36,5-49 млрд.
долл.
Такова та цена, которую общество в целом платит из-за неблагоприятной правовой и деловой среды для развития малого бизнеса! По отдельным статьям затрат можно привести следующие цифры: • на взятки и «взаимоотношения» с государством идет около 12% теневого оборота, или порядка 6 млрд.
долл.; • отчисления «крышам» составляют примерно столько же; • сокрытие заработной платы составляет около трети фактического фонда оплаты труда, или порядка 11% от суммарного оборота, — в денежном выражении это 5 млрд.
долл.; • доходы фирм по обналичиванию в части обслуживания малых предприятий составляют минимум 600 млн.
долл.
в год (если брать минимальный «обнальный» процент, а его еще следует поискать «по знакомым»), а сам годовой объем рынка в сегменте зарегистрированных малых предприятий доходит до 30 млрд.
долл.
Эти цифры в тысячи, десятки тысяч раз больше тех средств, которые государство вкладывает в различные мероприятия по поддержке малого предпринимательства.
Для сравнения, в 2000-2001гг.
на осуществление соответствующей федеральной программы должно было быть выделено 140 млн.
руб.
Средства, направляемые государством на поддержку малого предпринимательства по федеральной и региональным программам, оцениваются нами в 45-50 млн.
долл.
ежегодно, что несопоставимо даже, скажем, с тем же доходом «обнальных» контор, спрос на услуги которых высок и определяется неблагоприятной налоговой и деловой средой малого бизнеса.
В этом смысле тезис «пусть государство не помогает — лишь бы не мешало» частично оправдан.
Ведь если бы только одни коррупционные издержки были снижены хотя бы на 5-10%, то в совокупности это высвободило от 8 до 16 млрд.
руб.
в год, которые малый бизнес направил бы на финансирование нужных ему мероприятий.
То есть получил бы в 100200 раз больше, чем по мероприятиям государственной поддержки, и вложил бы эти средства не в пример эффективнее! Впрочем, государство все же считает необходимым «помогать» и «поддерживать».
О том, как оно это делает, — в 4-й главе.
Однако прежде необходимо затронуть еще одну важную тему — так называемые издержки легализации.
Речь идет о том, какую цену нужно заплатить как самому малому предприятию, так и, в широком смысле слова, обществу за то, чтобы можно было жить «побелому», развиваться и успешно переходить в следующую весовую категорию — среднего бизнеса.
Мы не имеем точной цифры — просто потому, что при легализации речь идет не только о прямых и очевидных дополнительных издержках, связанных с единовременным увеличением —
в разы! — налоговой нагрузки и более пристальным вниманием со стороны различного рода проверяющих органов (в ряде исследований, которые были выполнены в последние годы по заказу группы Всемирного банка ЦЭФИР и РНИСиНП, доказано, что наибольшему административно-контрольному прессу подвергаются предприятия с числом занятых от 10 до 50 человек, а не «мельче»38 ), но и о более тонких вещах, например о необходимости вкладывать дополнительные силы, время и средства в создание репутационного капитала и т.п.
Да и не в цифре дело — проблема легализации носит комплексный характер, так что вряд ли можно отделаться простым сопоставлением издержек 38 См., например: http//:www.cefir.ru

[стр.,105]

105 пребывания в тени и выхода на свет (т.е.
перевода всей деятельности в налогооблагаемое пространство).
Во всяком случае ясно, что при нынешних условиях развития малого предпринимательства, и прежде всего мелкого бизнеса, существует почти непреодолимый барьер между сектором малого бизнеса и сектором средних предприятий.
В теории принято делить малый бизнес на две категории: а) предприятия, которым по природе выполняемых ими функций целесообразнее быть малыми; б) предприятия, которые в силу логики своего бизнеса должны расти, укрупняясь и наращивая обороты, и превращаться в средний бизнес.
Представляется, что в России вторая группа сталкивается с таким числом разнородных дополнительных проблем, что преодолеть барьеры роста и превратиться в крепкое малое или среднее предприятие могут только единицы.

[Back]