Проверяемый текст
Осипова, Светлана Владимировна; Формирование профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа (Диссертация 2004)
[стр. 15]

Несомненно, такое положение не способствует взаимопониманию научных работников и даже приводит к их разобщенности.
И действительно, опровергать ту или иную научную концепцию возможно лишь в случае устранения всех неясностей, особенно терминологических [151].
Интерес к проблеме социальной и профессионально-экологической ответственности возник, конечно, отнюдь не сегодня, однако в последние 20-25 лет эта область изучения науки предстала в совершенно новом свете.
Говоря об общей направленности этих сдвигов, отметим, что вплоть до середины 80-х годов прошлого века проблема социальной и профессионально-экологической ответственности как ее разновидности не была объектом систематического изучения.
Их обсуждение часто носило оттенок необязательности, порой сбивалось в морализирование и потому нередко представлялось плодом досужих рассуждений, особенно это касалось обсуждения проблемы «профессиональноэкологической ответственности».
Такие рассуждения могли быть ярким выражением гуманистического пафоса и озабоченности авторов экологическими проблемами, но они, как правило, мало соотносились с реальной практикой научных исследований категорий «социальная ответственность» и
«экологоправовая ответственность» личности.
Для того чтобы определиться с ведущей категорией нашего исследования, рассмотрим развитие данной идеи с философских, социальных, юридических, психологических и педагогических позиций.
Этимология слова «ответственность», по свидетельству И.И.Срезиевского,
имеет непосредственное родственное отношение к слову «ответ».
На Руси понятие «ответственность» личности употребляется уже с конца X века [143].
Этот же смысл вкладывают в понятие ответственности В.И.
Даль, С.И.
Ожегов, Н.Ю.Шведова и другие.
«Ответственность это необходимость отдавать комунибудь отчет в своих действиях, поступках» [160,161].
Зародившись на рубеже первобытнообщинного строя в результате индивидуализации общества, ответственность личности в социальном плане, как считает
Н.А.Головко, является подотчетностью личности перед обществом.
«За малейшее нарушение
требова15
[стр. 15]

ется неоднозначно, причем зачастую в одной и той же исследовательской работе.
Несомненно, такое положение не способствует взаимопониманию научных работников и даже приводит к их разобщенности.
И, действительно, опровергать ту или иную научную концепцию возможно лишь в случае устранения всех неясностей, особенно терминологических (151).
Интерес к проблеме социальной и профессионально-экологической ответственности возник, конечно, отнюдь не сегодня, однако в последние 20-25 лет эта область изучения науки предстала в совершенно новом свете.
Говоря об общей направленности этих сдвигов, отметим, что вплоть до середины 80-х годов прошлого века проблема социальной и профессионально-экологической ответственности как ее разновидности не была объектом систематического изучения.
Их обсуждение часто носило оттенок необязательности, порой сбивалось в морализирование, и потому нередко представлялось плодом досужих рассуждений, особенно это касалось обсуждения проблемы «профессиональноэкологической ответственности».
Такие рассуждения могли быть ярким выражением гуманистического пафоса и озабоченности авторов экологическими проблемами, но они, как правило, мало соотносились с реальной практикой научных исследований категорий «социальная ответственность» и
«профессионально-экологическая ответственность» личности.
Для того чтобы определиться с ведущей категорией нашего исследования, рассмотрим развитие данной идеи с философских, социальных, юридических, психологических и педагогических позиций.
Этимология слова «ответственность», по свидетельству И.И.

Срезневского, имеет непосредственное родственное отношение к слову «ответ».
На Руси понятие «ответственность» личности употребляется уже с конца X века (143).
Этот же смысл вкладывают в понятие ответственности В.И.
Даль, С.И.
Ожегов, Н.Ю.
Шведова и другие.
«Ответственность это необходимость отдавать комунибудь отчет в своих действиях, поступках» (160,161).
Зародившись на рубеже первобытнообщинного строя в результате индивидуализации общества, ответственность личности в социальном плане, как считает
H.A.
Головко, является 15

[стр.,16]

подотчетностью личности перед обществом.
«За малейшее нарушение
требований общество призывает человека «к ответу» в буквальном смысле этого слова (53).
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило констатировать тот факт, что историография постановки и поисков путей решения проблемы формирования профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа представляет двойственный интерес: во-первых, в плане выявления ее фактической истории и логики развития; во-вторых, для объективной оценки педагогических инноваций, включенных в теорию и практику образовательного процесса профессиональной школы.
Для глубокого понимания современных педагогических концепций чрезвычайно важно знать и изучать педагогическое наследие прошлого, ибо настоящее коренится в прошедшем и зависит от него.
В научной среде уже аксиомой стало представление о том, что любое понятие в его настоящем виде может быть адекватно понято только через диалектику его развития: как оно возникло, какие этапы проходило в процессе своей эволюции, чем были обусловлены те или иные его изменения.
Идея профессионально-экологической ответственности личности исходит из гуманистических философских течений экологической этики, в которой подчеркивается непреходящая нравственная ценность ответственности как по отношению к природе, так и по отношению к людям и себе.
Ответственность, наравне с долгом, честью, совестью, добротой и толерантностью, всегда выражала глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывала перспективы совершенствования человека и придавала его жизни достоинство и смысл.
«Жизнь человека, подчеркивает в этой связи В.
Франкл, полна смысла до самого конца до самого его последнего вздоха.
И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность.
Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования.
И пусть возможностей для этого у него немного ценности отношения остаются всегда доступными для него.
Таким образом, и в 16

[Back]