ципу мелиористическои (улучшающейся) Вселенной: улучшение (добро) всегда сопряжено с нарушением некоторых этических норм во благо прогресса, поэтому понятие ответственности у Джеймса освобождено от традиционных пут «наказания». Фридрих Ницше (1887г.), представляя, по его выражению, длинную историю происхождения ответственности и ее логическое развитие, подчеркивал, что феномен ответственности становится наиболее значимым лишь в научную эпоху, при ускорении темпов научно-технического прогресса, вместе с появлением «исчислимого», как он выражался, человека. Этоозначает, что именно этика ответственности наиболее органично связана с образованностью и воспитанностью человека. Чем выше образованность и воспитанность человека, тем выше степень его ответственности перед настоящим и будущим [156]. Как видим, с давних времен люди понимали, что проявления’ ■социальной ответственности напрямую связано с развитием научно-технического прогресса. При этом особо подчеркивается непреходящая этическая ценность ответственности, которая, наравне с добротой, честью, совестью, достоинством и другими нравственными понятиями и ценностями, всегда выражала глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывала перспективы совершенствования человека и придавала его жизни достоинство и смысл. Второй период естественнонаучный с полным правом может называться историей научной разработки экологического аспекта проблемы социальной ответственности личности. Его историография разделена нами на три этапа. Первый этап (1890-1956 гг.) период зарождения идеи «социальной экологической ответственности личности» и «опосредованной» разработки вопросов, связанных с экологическим образованием обучаемых в педагогических образовательных системах профессиональной школы. Второй этап (1957-1991 гг,) период непосредственной разработки психолого-педагогических аспектов искомой проблемы, а также попытки ее методико-технологического решения. Третий этап (1992 г. по настоящее время) это период нового импульса в изучении проблемы, ее комплексное рассмотрение с учетом мирового опыта и 19 |
подотчетностью личности перед обществом. «За малейшее нарушение требований общество призывает человека «к ответу» в буквальном смысле этого слова (53). Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило констатировать тот факт, что историография постановки и поисков путей решения проблемы формирования профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа представляет двойственный интерес: во-первых, в плане выявления ее фактической истории и логики развития; во-вторых, для объективной оценки педагогических инноваций, включенных в теорию и практику образовательного процесса профессиональной школы. Для глубокого понимания современных педагогических концепций чрезвычайно важно знать и изучать педагогическое наследие прошлого, ибо настоящее коренится в прошедшем и зависит от него. В научной среде уже аксиомой стало представление о том, что любое понятие в его настоящем виде может быть адекватно понято только через диалектику его развития: как оно возникло, какие этапы проходило в процессе своей эволюции, чем были обусловлены те или иные его изменения. Идея профессионально-экологической ответственности личности исходит из гуманистических философских течений экологической этики, в которой подчеркивается непреходящая нравственная ценность ответственности как по отношению к природе, так и по отношению к людям и себе. Ответственность, наравне с долгом, честью, совестью, добротой и толерантностью, всегда выражала глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывала перспективы совершенствования человека и придавала его жизни достоинство и смысл. «Жизнь человека, подчеркивает в этой связи В. Франкл, полна смысла до самого конца до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования. И пусть возможностей для этого у него немного ценности отношения остаются всегда доступными для него. Таким образом, и в 16 норм в поведении людей. Более того, согласно введенному У. Джеймсом принципу мелиористической (улучшающейся) Вселенной: улучшение (добро) всегда сопряжено с нарушением некоторых этических норм во благо прогресса, поэтому понятие ответственности у Джеймса освобождено от традиционных пут «наказания». Фридрих Ницше (1887 г.), представляя, по его выражению, длинную историю происхождения ответственности и ее логическое развитие, подчеркивал, что феномен ответственности становится наиболее значимым лишь в научную эпоху, при ускорении темпов научно-технического прогресса, вместе с появлением «исчислимого», как он выражался, человека. Это означает, что именно этика ответственности наиболее органично связана с образованностью и воспитанностью человекаЧем выше образованность и воспитанность человека, тем выше степень его ответственности перед настоящим и будущим (156). Как видим, с давних времен люди понимали, что проявления социальной ответственности напрямую связано с развитием научно-технического прогресса. При этом особо подчеркивается непреходящая этическая ценность ответственности, которая, наравне с добротой, честью, совестью и достоинством и другими нравственными понятиями и ценностями, всегда выражала глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывала перспективы совершенствования человека и придавала его жизни достоинство и смысл. Второй период естественнонаучный с полным правом может называться историей научной разработки экологического аспекта проблемы социальной ответственности личности. Его историография разделена нами на три этапа. Первый этап (1890-1956 гг.) период зарождения идеи «социальной экологической ответственности личности» и «опосредованной» разработки вопросов, связанных с экологическим образованием обучаемых в педагогических образовательных системах профессиональной школы. Второй этап (1957-1991 гг.) период непосредственной разработки психолого-педагогических аспектов искомой проблемы, а также попытки ее методико-технологического решения. Третий этап (1992 г. по настоящее время) это период нового импульса в 19 |