сколько видов социальной ответственности личности: ответственность ученого, ответственность врача, ответственность педагога, ответственность субъекта власти и ответственность субъекта деятельности [236]. Такое разделение хотя и имеет объектную основу, но и обусловливает определенную узость в понимании концепций социальной ответственности личности, которая как основная деятельностная категория личности не включила в себя экологический аспект. Весьма важный момент в логику развития идеи социальной экологической ответственности внес в 60 70-х гг. прошлого века немецкий философ Ганс Ионас. Одну из своих книг он заканчивает словами: «В силу континуальности духа и организма человека с природой, этика становится частью философии природы» [232]. В другой своей работе он утверждает, что на смену «человеку разумному» должен прийти «человек ответственный». Большим вкладом Г.Ионаса в логическое развитие идеи «социальной экологической ответственности личности» можно считать и введение им в понятие «социальной ответственности личности» нового профессионального деятельностного аспекта «ролевую социальную ответственность». «Человек ответственен перед будущими поколениями, поэтому он должен заботится не только о живой природе и о воспроизводстве природных ресурсов, но и в целом о своей среде обитания» [232]. Вышеизложенное расширило первоначальное понятие социальной ответственности. Наряду с социальным (общественно полезным) аспектом к оценке деятельности человека добавился экологический и профессиональный аспект, которые между собой сливаются, так как именно в своей профессиональной деятельности человек активно взаимодействует с природными объектами, порой нанося последним экологический вред. Следовательно, социальная ответственность личности в век технического прогресса и надвигающегося экологического кризиса не может быть правильно интерпретирована без включения в нее профессионального (ролевого) и экологического аспекта. В 1967 г. идея «социальной профессионально-экологической ответственности личности» вновь зазвучала в одном из официальных документов Римско25 |
сколько видов социальной ответственности личности: ответственность ученого, ответственность врача, ответственность педагога, ответственность субъекта власти и ответственность субъекта деятельности (236). Такое разделение хотя и имеет объектную основу, но и обусловливает определенную узость в понимании концепций социальной ответственности личности, которая как основная деятельностная категория личности не включила в себя экологический аспект. Весьма важный момент в логику развития идеи социальной экологической ответственности внес в 60 70-х гг. прошлого века немецкий философ Ганс Йонас. Одну из своих книг он заканчивает словами: «В силу континуальности духа и организма человека с природой, этика становится частью философии природы» (232). В другой своей работе он утверждает, что на смену «человеку разумному» должен прийти «человек ответственный». В своих более поздних научных трудах Г. Йонас расширяет понятие «социальной ответственности» экологическим аспектом. «Этика социальной ответственности — это этика для техногенной цивилизации, и на смену «человеку разумному» должен прийти «человек ответственный» (233). Большим вкладом Г. Йонаса в логическое развитие идеи «социальной экологической ответственности личности» можно считать и введение им в понятие «социальной ответственности личности» нового профессионатьного деятельностного аспекта «ролевую социальную ответственность». «Человек ответственен перед будущими поколениями, поэтому он должен заботится не только о живой природе и о воспроизводстве природных ресурсов, но и в целом о своей среде обитания» (232). Вышеизложенное расширило первоначальное понятие социальной ответственности. Наряду с социальным (общественно полезным) аспектом к оценке деятельности человека добавился экологический и профессиональный аспект, которые между собой сливаются, так как именно в своей профессиональной деятельности человек активно взаимодействует с природными объектами, порой нанося последним экологический вред. Следовательно, социальная ответственность личности в век технического прогресса и надвигающегося экологического кризиса не может быть правильно интерпретирована без включения в 25 нее профессионального (ролевого) и экологического аспекта. В 1967 г. идея «социальной профессионально-экологической ответственности личности» вновь зазвучала в одном из официальных документов Римского клуба «Первая глобальная революция». Его авторы А. Кинг и Б. Шнайдер выделили отдельно экологический аспект в хозяйственной деятельности человека, назвав его главным фактором в развития экологического кризиса в глобальном масштабе: «Никогда еще прежде в истории цивилизации на человека не возлагалась столь большая социальная ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой, многократно возросшей, благодаря технике, властью над другими людьми, а также над другими природными существами и видами, над всей окружающей средой в целом и даже над всем живым на Земле» (123). Дальнейшее развитие идея «социальной экологической ответственности личности» получила в специальном документе Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕЛ), принятой в 1972 г. на Стокгольмской Конференции ООН. В соответствии с ней в образовательные системы разных стран, в том числе и Советской России, был введен принцип непрерывного экологического образования населения. Экологизация системы как среднего, так и профессионального образования привела к появлению в учебных программах разных типов учебных заведений дисциплины «Экология». Данная дисциплина в соответствии с принципом непрерывного экологического образования должна была обеспечить формирование экологического сознания у подрастающего поколения страны, и в первую очередь у студентов будущих специалистов. Вместе с тем нельзя не отметить, что целью экологического образования в этот исторический период было формирование экологического сознания, которое базировалось на антропоцентрической методологии, т.е. формировалось «рачительное, ресурсосберегающее отношение к природным богатствам». Идея «социальной профессионально-экологической ответственности личности» как цель и ожидаемый результат экологического образования, базирующегося на экологической методологии, в этот период времени была еще не востребована. Но уже к концу 26 |