Проверяемый текст
Осипова, Светлана Владимировна; Формирование профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа (Диссертация 2004)
[стр. 39]

39 венность, или так называемая «юридическая ответственность», связана не столько с осознанием её личностью, сколько, и что более важно, с внешним воздействием на личность со стороны общества (общественно-моральное воздействие) или государства (юридическое воздействие и наказание соответствующими государственными инстанциями), и определяет негативный (общественно вредный) вектор поведения.
Тогда «юридическая ответственность» представляет собой одно из специфических проявлений социальной ответственности и происходит от нее, но она неотделима от правонарушения, выступая его следствием, и связана с реализацией санкций правовых норм.
Отсюда следует, что нарушение норм, например норм экологического права, налагает на правонарушителя ретроспективную негативную (юридическую) социальную ответственность за экологическое правонарушение —особый вид юридической ответственности «экологическая ответственность», которая в юридической практике понимается как «отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания» [198].

Б оценке результативной характеристики деятельности личности в системе «человек-общество-природа» к профессиональной составляющей добавилась эко: логическая (функциональная) деятельностная характеристика.
И понятие «социальная ответственность личности» приобрело ещё более сложный характер, так как оно стало включать в себя как функциональную экологическую, так и профессиональную разновидность всех подвидов ролевой (профессиональной) социальной ответственности.
Социальная экологическая ответственность как в
позитивном, так и в негативном плане отражает именно функциональный деятельностный аспект и как еще одна интегральная составляющая усложнила понимание комплексной сущности категории «социальная ответственность личности».
Естественно, что каждый исследователь выбирает собственную перспекти
[стр. 39]

ной необходимости инициативного выполнения долга, всей суммы лежащих на нём обязанностей социальных, политических, этических, правовых, профессиональных.
Это ответственность личности за своё будущее поведение в позитивном (проспективном, перспективном) общественно полезном векторе жизнедеятельности.
Тогда как негативная (ретроспективная) социальная ответственность, или так называемая «юридическая ответственность», связана не столько с осознанием её личностью, сколько, и что более важно, с внешним воздействием на личность со стороны общества (общественно-моральное воздействие) или государства (юридическое воздействие и наказание соответствующими государственными инстанциями), и определяет негативный (общественно вредный) вектор поведения.
Тогда «юридическая ответственность» представляет собой одно из специфических проявлений социальной ответственности и происходит от нее, но она неотделима от правонарушения, выступая его следствием, и связана с реализацией санкций правовых норм.
Отсюда следует, что нарушение норм, например норм экологического права, налагает на правонарушителя ретроспективную негативную (юридическую) социальную ответственность за экологическое правонарушение особый вид юридической ответственности «экологическая ответственность», которая в юридической практике понимается как «отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания» (198).

В оценке результативной характеристики деятельности личности в системе «человекобщество-природа» к профессиональной составляющей добавилась экологическая (функциональная) деятельностная характеристика.
И понятие «социальная ответственность личности» приобрело ещё более сложный характер, так как оно стало включать в себя как функциональную экологическую, так и профессиональную разновидность всех подвидов ролевой (профессиональной) социальной ответственности.
Социальная экологическая ответственность как в
по39

[стр.,40]

зитивном, так и в негативном плане отражает именно функциональный деятельностный аспект и как еще одна интегральная составляющая усложнила понимание комплексной сущности категории «социальная ответственность личности».
Естественно, что каждый исследователь выбирает собственную перспективу
рассмотрения проблемы, иногда сознательно акцентируя внимание на какойто одной стороне.
Но думается, что в случае изучения проблемы формирования у студентов профессиональной школы «профессионально-экологической ответственности», чей комплексный характер признаётся сегодня большинством исследователей, было бы более целесообразно попытаться определить сущность и найти то общее, присущее всем качественным характеристикам элементов, составляющих понятие «экологическая ответственность» как производной от «социальной экологической ответственности».
Конкретно-объектные концепции профессиональных характеристик в категории «социальная ответственность» важны и дальше будут продолжать развиваться, но необходимость разработки общей концепции в исследовании понятия «экологическая ответственность» как одной из разновидностей функциональной характеристики «социальной ответственности личности» всё настоятельнее диктуется самой практикой жизни.
Внутри уже названного конкретно-объектного подхода в категорию «позитивная социальная экологической ответственность» мы предлагаем ввести дальнейшую дифференциацию.
При этом напомним, что еще Р.
Маккион при структурном анализе понятия «социальная ответственность» выделял три взаимосвязанных измерения.
«Ответственность имеет внешнее измерение в правовом и политическом аспектах, в котором устанавливают наказания за индивидуальные действия и в котором официальные лица берут ответственность за политику и действия.
Имеется также внутреннее измерение в моральном и этическом аспектах, в котором индивиды берут в расчет последствия своих действий и критерии, которыми они будут руководствоваться при выборе.
Имеется еще объемлющее социокультурное измерение, в котором устанавливаются ценности и для индивидов, и для цивилизационных структур» (236).
40

[Back]