который налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей природе. 3. Целью взаимодействия с природой является рациональное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. 4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода экологическим императивом: правильно и разрешено лишь то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. 5. Природа и всё природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком. 6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы. 7. Развитие природы и человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства. 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранять природу ради неё самой [64]. Вышеизложенное позволяет под синергетическим подходом понимать систему представлений о мире, для которого характерны ориентированность на экологическую целесообразность и безопасность, отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природы как полноправного субъекта взаимоотношений в системе «человек-природа-общество» (защищенного как экологическим правом, так и моральными принципами экологической (универсальной) этики). Тогда как в настоящее время в экологическом образовании доминирует антропоцентрическая педагогическая парадигма, устоявшаяся, ставшая привычной точкой зрения, моделью-стандартом решения педагогических задач экологического образования, которые продолжают применяться несмотря на то, что в современной педагогической науке и передовой педагогической практике уже имеются факты, которые ставят под сомнения данную парадигму. От представлений об экологическом образовании как сумме знаний по 57 |
который налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окру-' жающей природе. 3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. 4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода экологическим императивом: правильно и разрешено лишь то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. 5. Природа и всё природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком. 6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы. 7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции взаимовыгодного единства. 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранять природу ради неё самой (64). Вышеизложенное позволяет под синергетическим подходом понимать систему представлений о мире, для которого характерны ориентированность на экологическую целесообразность и безопасность, отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природы как полноправного субъекта взаимоотношений в системе «человек-природа-общество» (защищенного как экологическим правом, так и моральными принципами экологической (универсальной) этики). Тогда как в настоящее время в экологическом образовании доминирует антропоцентрическая педагогическая парадигма, устоявшаяся, ставшая привычной точкой зрения, моделью-стандартом решения педагогических задач экологического образования, которые продолжают применяться, несмотря на то, что в современной педагогической науке и передовой педагогической практике уже имеются факты, которые ставят под сомнения данную парадигму. От представлений об экологическом образовании как сумме знаний по 57 |