биологии, химии, экономике, праву и т. п. надо перейти к новой идеологии человека не властелина мира, а мудрого творца всего бытия. Отказавшись от грубого насилия над внешним миром, человеку следует обратиться к своему внутреннему миру. Гармония мира невозможна без внутренней гармонии самого человека. Отсюда следует, что экологическое образование э го не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, которое явится уникальным средством сохранения и развития человека, продолжения человеческой цивилизации. Множество факторов свидетельствует о том, что система «обществоприрода» находится сегодня в кризисном, предельно неустойчивом состоянии, о приближении системы к очередному бифуркационному переходу. Одним из характерных признаков этого является тотальный кризис человеческого бытия, кризис души. Это представляется особенно тревожным, поскольку именно человечество призвано стать разумной компонентой развития биосферы Земли. Уверенность в перспективе существования человечества должна проистекать из глубинного осознания единства человечества и биосферы, заложенного в самом раннем возрасте и лишь затем обоснованного данными естественных и социогуманитариых наук. Экологическое образование при этом становится непрерывным, активным, открытым. Такое образование соответствует предложенной А.Д.Урсулом концепции «опережающего образования [210]. Поэтому новый подход к экологическому образованию требует, прежде всего, развития экологического сознания (С.И.Глазачев, С.Д.Дерябо, Д.Н.Кавтарадзе, К.Х.Каландаров, В.В.Латюшин, Н.Н.Монсеев, А.Д.Урсул, В.А.Левин и др.) у студентов, воспитания новой личности с экологической мировоззренческой установкой, в основе которой лежит интерактивное интегральное профессионально значимое и этическое качество личности будущего специалиста эколого-правовая ответственность, сущность которой мы подробно охарактеризовали в параграфе 1 .1 . Все это дает возможность приложения методологических принципов синергетики к системе образования вообще и к проблеме формирования профес58 |
биологии, химии, экономике, праву и т. п. надо перейти к новой идеологии человека не властелина мира, а мудрого творца всего бытия. Отказавшись от грубого насилия над внешним миром, человеку следует обратиться к своему внутреннему миру. Гармония мира невозможна без внутренней гармонии самого человека. Отсюда следует, что экологическое образование это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, которое явится уникальным средством сохранения и развития человека, продолжения человеческой цивилизации. Множество факторов свидетельствует о том, что система «обществоприрода» находится сегодня в кризисном, предельно неустойчивом состоянии, о приближении системы к очередному бифуркационному переходу. Одним из характерных признаков этого является тотальный кризис человеческого бытия, кризис души. Это представляется особенно тревожным, поскольку именно человечество призвано стать разумной компонентой развития биосферы Земли. Уверенность в перспективе существования человечества должна проистекать из глубинного осознания единства человечества и биосферы, заложенного в самом раннем возрасте и лишь затем обоснованного данными естественных и социогуманитарных наук. Экологическое образование при этом становится непрерывным, активным, открытым. Такое образование соответствует предложенной А.Д. Урсулом концепции «опережающего образования (210). Поэтому новый подход к экологическому образованию требует, прежде всего, развития экологического сознания (С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, Д.Н. Кавтарадзе, К.Х. Каландаров, В.В. Латюшин, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, В.А. Левин и др.) у студентов, воспитания новой личности с экологической мировоззренческой установкой, в основе которой лежит интерактивное интегральное профессионально значимое и этическое качество личности будущего специалиста профессионально-экологическая ответственность, сущность которой мы подробно охарактеризовали в параграфе 1.1. Все это дает возможность приложения методологических принципов синергетики к системе образования вообще и к проблеме формирования профес58 щенных в будущее (т. е. ориентация на новый жизненный цикл). «При этом, таким образом взаимодействующих, что второй включает в себя первый, но отнюдь не исчерпывается им, а также направленных на прогрессивное развитие модели (151). В свете коэволюционного развития человечества и природы экологические проблемы превращаются в проблемы нравственные, трансформируются в новое понимание содержания и диалектической взаимосвязи таких фундаментальных для личности категорий, как «свобода» и «ответственность». Уверенность в перспективе существования человечества должна проистекать из глубинного осознания единства человечества и Вселенной, заложенного в самом раннем возрасте и лишь затем обоснованного данными естественных, гуманитарных и социальных наук. Экологическое образование при этом становится непрерывным, активным, открытым, опережающим (А.Д.Урсул). «Возникновение ноосферной, опережающей системы образования, пишет А.Д. Урсул, определит развитие глобальной системы образования, непрерывность образования в течение всей жизни человека с преобладанием самообучения, демассификацию, индивидуализацию и рост разнообразия образовательных стандартов и специальностей, переход от формально-дисциплинарного к проблемно-активному типу обучения» (209). 2. Реализация в педагогической практике организации экологического образовательного процесса в колледже на основе синергетического методологического подхода как теоретической стратегии исследования. 3. Функционирование и развитие разрабатываемой нами модели формирования профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа базируется на дидактических закономерностях и принципах, предполагающих при изменяющихся внешних условиях устойчивость всех её компонентов и их взаимосвязей, а также изменение функций компонентов при совершенствовании модели в контексте изменившихся внешних условий. 4. Использование профессионального цикла дидактически подготовленного преподавателем интегрированного учебного материала на основе его прогностической, общекультурной и психолого-иедагогической направленности, 80 |