тельным. Когда мы смотрим на Михаила Ходорковского или Платона Лебедева, то вряд ли замечаем недостаточную социализацию. Скорее, наоборот. И эти люди совершили особо тяжкие преступления по действующему уголовному законодательству. В да1нюм случае следует согласиться с мнением С.Г.Олькова: «В процессе становления индивидуального сознания каждый вбирает некое предшествующее знание и во многом оказывается его рабом...в социальном мире каждый личностный нарцисс стремится к идеалу, наиболее желательному и, в конечном итоге, к счастью. Последнее напрямую связано с расстоянием между нарциссом и идеалом, а в капиталистическом мире существует целевая установка счастья я максимально богатый. Капиталистическая мораль уже нонимает наличие нарцисса и не слишком-то граничивает его. Однако она ориентирована на индивидуальное проживание, где ближний не имеет паритета. Получается, что каждый луч1ний в себе и худший извне, со стороны окружаюН1ИХ» . С.Г.Ольков считает, что капиталистическая мораль задает установку на убийство, поскольку в её системе координат ближний либо враг, либо средство для достижения корыстных целей^'^. И действительно: «Для того чтобы ярко почувствовать дух современности достаточно посетить городское кладбище, например, в Тюмени или Сургуте, Санкт-Петербурге или Москве. Войдя на городское Сургутское кладбище, вы видите большие гранитные монументы павших «авторитетов»: молодых крепких ребят, их подруг, близких родственников. Так отразилась на российской земле эпоха «золотой лихорадки»'". То же самое мы, к сожалепию, наблюдаем в Казахстане и других республиках бывшего СССР. Позиция М.Б.Ходорковского и ему подобных вовсе не противоречит современной общественной морали, и многие, считая себя неудачниками, критикуют осужденного просто из чувства зависти. «Сам по себе абсолютный уровень бедности или богатства нельзя считать определенной предпосылкой преступления. У людей всех времен и народов не существовало универсального Ольков С.Г. Философия прсст^'пности. -Тюмень: Высшая школа МВД РФ, 1994. С. 19. ^'^ Гам же. С.74. ^^ Юзихаиоиа Э.Г. Прест>111юеть, обусловленная нолитико-экономнческими факторами (ре1иональный криминологический анализ на примере 1юменской области). Дисс.канд юрид.на>к. М.: Инстит)т 1ос>дарства и нрава РАН, 2002. С.З. 77 |
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Для того, чтобы ярко почувствовать дух современности достаточно посетить городское кладбище, например, в Тюмени или Сургуте, Санкт-Петербурге или Москве. Войдя на городское Сургутское кладбище, вы видите большие гранитные монументы павших «авторитетов»: молодых, крепких ребят, их подруг, близких родственников. Так отразилась на российской земле эпоха «золотой лнкорадки». Словарный запас россиян пополнился «терминами»: «заказное убийство», «киллер», «разборка», «стрелка» и т .п. Милицейские летописи стала переполнять, просто захлестывать волна все более «интересных дел». Например, в книге «Нашей истории строки (книга об истории создания сургутской милиции (архивные документы, воспоминания, очерки)), изданной под редакцией заместителя начальника УВД Сургута и Сургутского района В.В. Ульянова приводятся интересные сведения о привыкании граждан к ухудшающейся криминогенной обстановке: «начало 1997 года взбудоражило город неслыханно большим количеством заказных убийств. Поначалу это шокировало жителей, а через месяц убийство человека на улице, в подъезде, возле парикмахерской стало делом обыденным». Начальник нефтеюганской милиции полковник милиции Н.Е. Цыбулько и его заместитель В.В. Гурин в ходе беседы подробно рассказывают о том, как развивались события в городе в то время, когда мэром был ныне покойный Петухов, как он был убит, и как удалось избежать негативных последствий, начавшихся было массовых беспорядков. Рассказывают о том, как удалось установить убийцу-исполнителя некоего гражданина «П», который в свою очередь был убит установленным лицом, а далее след замкнулся. Все как в известных американских детекти |