POCCi'ir! ■ *,'” ГОС"ДAPCTD!<:;i,.Л £W^OTJEiU Кроме научного познания, существуют также ненаучные способы постижения деятельности, важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым обыденное познание [127]. Общеизвестно, что задолго до возникновения научной деятельности люди приобретали необходимые им знания о свойствах и особенностях вещей и явлений, с которыми они сталкивались в своей повседневной практической деятельности. Немало нового для себя мы узнаем с помощью обыденного познания и теперь. Все это показывает, что научное знание не отделено непреодолимой гранью от обыденного, поскольку представляет собой дальнейшее совершенствование и развитие последнего. Эта связь заключается прежде все в том, что они имеют общую цель дать объективно верное знание о действительности, и поэтому научное и обыденное знания опираются на принцип реализма, который в обыкновенном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом. Хотя понятие здравого смысла не является точно определенным и меняется со временем, тем не менее в его основе лежит представление об объективном реальном существовании окружающего мира. Поскольку рассуждения в рамках здравого смысла ставят своей целью достижение объективной истины, постольку они опираются на те же законы традиционной логики, которые обеспечивают последовательный, непротиворечивый характер мышления. Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и рациональным критическим мышлением состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Наука, хотя и начинается с анализа предположений здравого смысла, не отличающихся особой обоснованностью и надежностью, в процессе своего развития подвергает их рациональной критике, используя для этого специфические эмпирические и теоретические методы исследования, и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений. 41 |
В научном познании единство мышления и языка выражается в том, что язык является формой существования знания в виде системы знаков, набор которых называют информацией, закрепленной на каком-либо информационном носителе. То есть, информация это форма представления знания. При этом надо исходить из того, что информация как таковая не является и не может быть объектом интеллектуальной собственности. Кроме научного познания, существуют также ненаучные способы постижения деятельности, важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым обыденное познание [69]. Общеизвестно, что задолго до возникновения научной деятельности люди приобретали необходимые им знания о свойствах и особенностях вещей и явлений, с которыми они сталкивались в своей повседневной практической деятельности. Немало нового для себя мы узнаем с помощью обыденного познания и теперь. Все это показывает, что научное знание не отделено непреодолимой гранью от обыденного, поскольку представляет собой дальнейшее совершенствование и развитие последнего. Эта связь заключается прежде все в том, что они имеют общую цель дать объективно верное знание о действительности, и поэтому научное и обыденное знания опираются на принцип реализма, который в обыкновенном сознании ассоциируется с так называемом здравом смыслом. Хотя понятие здравого смысла не является точно определенным и меняется со временем, тем не менее, в его основе лежит представление об объективном реальном существовании окружающего мира. Поскольку рассуждения в рамках здравого смысла ставят своей целью достижение объективной истины, постольку они опираются на те же законы традиционной логики, которые обеспечивают последовательный, непротиворечивый характер мышления. Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим рациональным мышлением состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, 28 которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Наука, хотя и начинается с анализа предположений здравого смысла, не отличающихся особой обоснованностью и надежностью, в процессе своего развития подвергает их рациональной критике, используя для этого специфические эмпирические и теоретические методы исследования, и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений. Критерием, позволяющим отличать новые знания от обыденных, является наличие в исследованиях и разработках научной новизны. В соответствии с данным критерием конкретный результат будет или, наоборот, не будет отнесен к новым знаниям. Носителями новых знаний могут быть только физические лица. Таким образом, новые знания, закрепляясь на каком-либо информационном носителе, отделяются в определенном роде от интеллекта автора в виде переноса информации о новых знаниях, одновременно оставаясь в сознании автора. Автор новых знаний по своему усмотрению может совершать следующие действия с информационным носителем: оставить его себе или передать другому субъекту (субъектам) путем обнародования новых знаний. После обнародования новых знаний они свободно обращаются в виде научно-технической информации и являются всеобщим достоянием. Обнародование новых знаний носит добровольный характер. Формы представления новых знаний довольно разнообразны. Выделим лишь наиболее распространенные: отчеты о научно-исследовательской работе; публикации статей в периодических изданиях, выпуск научных изданий в виде брошюр и книг; научные семинары, симпозиумы, форумы. Новые знания изначально не являются монопольным продуктом труда человека. В целях ограничения использования третьими лицами вводится их охрана в режиме патентного (по содержанию) и авторского (по форме) права, а также института индивидуализации. 29 |