Проверяемый текст
Эфендиев А.Г. Дудина О.М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. 1997. № 9.
[стр. 107]

107 расставляются иначе, что обусловлено иным социальным контекстом.
Это и утверждение в общественном сознании системы либеральных ценностей,
проблема неперспективности многих специальностей, тяжелое состояние предприятии госсектора и многое другое.
Появление организаций частного сектора расширило для выпускников
озможности осуществления карьеры не только <качестве наемных работников, но и, для наиболее честолюбивых и предприимчивых, в качестве организаторов собственного дела.
В определенных случаях это предполагает отказ от специальности и профессии, полученной в вузе.
Так, например, из опрошенных
выпускников Самарского государственного аэрокосмического университета в 1998г.
из 83% занятых больше половины (52%) были заняты в частном секторе, 9% стали предпринимателями, 43% оставили профессию инженера67.
Поэтому проблема учебной деятельности приобретает сейчас особый интерес.

Одним из важнейших регуляторов учебной деятельности является ценность высшего образования, ее положение в системе ценностных
ориентации личности, а также ее «сопряженность» с профессионально значимыми или интеллектуально-познавательными мотивами.
В
процессе изучения ценностных ориентаций московским студентам и студентам ряда вузов СНГ задавался вопрос о факторах жизненного успеха.
Корреляция его с ответами об успеваемости, о подготовке к занятиям в современных условиях показала, что чем более высокие места в системе ценностных ориентации занимает ценность качественного образования, чем оно важнее как залог жизненного успеха, тем эффективнее учебная деятельность.
При участии в предыдущих исследованиях студентов из стран СНГ (1996 г.
N = 1877 чел.), студентов МГУ (1996 г.
N = 1075), студентов МАИ (1997 г.
N = 1036) на 1-е и 2-е места в иерархии ценностей выходили «связи, поддержка влиятельных лиц» «предприимчивость» аи «качественное образование» и «перспективность специальности» на 5-е 6-е 67 См.: Чумак.
В.Г.
Современные проблемы и перспективы системы высшего образования.
С.
406.
[стр. 11]

В то же время студенчество представляет, собой глубоко дифференцированную массу (по социальному происхождению, материальному положению, по типам вузов и т.д.).
Оно как бы "расколото" на отдельные группы, между которыми зачастую нет взаимопонимания.
То, что заботит одних, оказывается безразличным для других.
Это серьезно подрывает условия для формирования общегрупповых установок, замедляет формирование чувства "Мы".
Не случайно у большинства студентов нет стремления к коллективным действиям.
Только 15,4% от опрошенных согласились с утверждением: "будет ли общество заботиться о создании приемлемых условий для учебы это во многом зависит от того, будут ли студенты сами активно и сплоченно отстаивать собственные интересы".
Таковы, с нашей точки зрения, основные характеристики воспроизводственных процессов, характеризующих московское студенчество.
Учебная деятельность студентов "Социальный портрет" московского студенчества был бы не полон, если бы мы упустили из виду проблемы учебной деятельности.
Они в последнее время получили новый ракурс.
Если в 80-е годы интересы российских социологов в этой области сосредотачивались преимущественно на изучении профессиональной социализации студентов (выяснялись доминирующие мотивации учебной деятельности, зависимость от них успеваемости и т.д.), то теперь акценты расставляются иначе, что обусловлено иным социальным контекстом.
Это и утверждение в общественном сознании системы либеральных ценностей,
психологии "self made", и проблема неперспективности многих специальностей, и тяжелое состояние предприятий госсектора и многое другое.
Появление организаций частного сектора расширило для выпускников
возможности типов карьер, и не только в качестве наемных работников, но и, для наиболее честолюбивых и предприимчивых в качестве организаторов собственного дела.
Но зачастую это предполагает отказ от специальности и профессии, полученной в вузе.
Так например, из опрошенных
нами выпускников МАИ 1993 г.
спустя 6-8 месяцев после получения дипломов из 89% занятых, больше половины (56%) были заняты в частном секторе и успешно продвигались там, 9% стали предпринимателями; 43% оставили профессию инженера [13].
Поэтому проблема учебной деятельности приобретает сейчас особый интерес:
какое влияние на нее оказывает новая социальная ситуация? Но здесь мы рассмотрим более подробно воздействие лишь некоторых факторов: а) ценностных ориентаций студентов; б) качества образовательных услуг вуза.
Одним из важнейших регуляторов учебной деятельности является ценность высшего образования, ее положение в системе ценностных
ориентаций личности, а также ее "сопряженность" с профессионально значимыми или интеллектуально-познавательными мотивами.
В
своих исследованиях, изучая ценностные ориентации студентов, мы задавали им вопрос о факторах жизненного успеха.
Коррелируя его с ответами об 51

[стр.,12]

Таблица 3 Распределение ответов студентов на вопрос о наиболее важных для них факторах жизненного успеха* Факторы Доля ответивших в % Ранг 1.
Связи, поддержка влиятельных лиц 57,9 (1) 2.
Качественное образование 43,4 (2) 3.
Предприимчивость, находчивость 43,1 (3) 4.
Природная одаренность, способности 37,5 (4) 5.
Трудолюбие, добросовестность 31,5 (5) 6.
Перспективная специальность 24,7 (6) 7.
Везение, удачное стечение обстоятельств 23,7 (7) 8.
Умение устраивать свои дела любым способом 15,6 (8) 9.
Материальная поддержка родителей 10,0 (9) * Сумма ответов превышает 100%, так как при ответе допускался выбор от одного до трех его вариантов.
успеваемости, о подготовке к занятиям, мы неоднократно убеждались в том, что чем более высокие места в системе ценностных ориентаций занимает ценность качественного образования, чем оно важнее как залог жизненного успеха, тем эффективнее учебная деятельность.
Однако когда мы задавали вопрос о факторах жизненного успеха в ходе предыдущих исследований студентам из стран СНГ (1992 г.
N = 1877 чел.); студентам МГУ (1992 г.
N = 1075); студентам МАИ (1994 г.
N = 1036); то на 1-е и 2-е места в иерархии ценностей выходили "связи, поддержка влиятельных лиц" и "предприимчивость", а "качественное образование" и "перспективность специальности" "опускались" на 5-е 6-е места.
Высокий рейтинг получал такой фактор, как "везение, удачное стечение обстоятельств".
Это вызывало у нас чувство пессимизма.
Но можно ли винить в этом студентов? В то время "авантюристический" синдром с характерными для него предвкушениями дивидендов от акций, обогащения...
охватывал широкие слои общества.
Но теперь, наконец, в исследовании московского студенчества зафиксировано изменение в приоритетах (см.
табл.
3).
После долгих лет "забвения" студенты Москвы выдвинули на 2-е место "качественное образование", хотя лидером и остается "поддержка влиятельных лиц".
Есть и другие благоприятные изменения: на 5-6 места поднялись факторы "трудолюбие, добросовестность" и "перспективная специальность".
В целом это говорит в пользу того, что у студенчества по-видимому, начинает постепенно складываться убеждение в необходимости профессионализма, компетентности для достижения успеха.
В особенности это присуще студентам, выходцам из семей руководителей высшего уровня, военнослужащих, специалистов образования, науки, культуры, а также детям предпринимателей.
Какое значение имеет изменение приоритетов с точки зрения учебы? Оно непосредственно сказывается на исполнении студентом своей социальной роли.
Так, среди тех, для кого "качественное образование" является приоритетным в жизни, 46% привлекают дополнительную литературу при подготовке к занятиям (в целом по выборке 32%; рост в 1,8 раза), среди них лишь 8,2% таких сту52

[Back]