Проверяемый текст
Эфендиев А.Г. Дудина О.М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. 1997. № 9.
[стр. 110]

по дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам.
Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества.
Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию *окажется сильно затруднен.
Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи Москвы показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов.
Однако противоречия возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества, приводят к нарастанию дисфункциональных последствий.
Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных сторон образовательного процесса.
Но самое главное происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы образованности студентов, уровня их
< профессиональной компетентности.
Переход общества к рыночным отношениям вызвал кардинальное изменение профессиональной подготовки молодежи.
Предшествующие десятилетия характеризовались выраженным патернализмом со стороны государства по отношению к обществу в целом и по отношению к молодежи.
В основе ориентирования молодежи лежали интересы государства.
С этой позиции официально подчеркивалась ценность любой профессии.
Задача включения молодежи в структуру общества осуществлялась посредством передачи системе образования функции профессиональной ориентации, подкреплявшейся профориентационными центрами, активной помощью со стороны предприятий-шефов.
Механизм профориентации молодежи в советское время, как известно, включал несколько основных элементов: образовательный (учебная подготовка производственнойк
[стр. 15]

В этой неудовлетворенности студентов с особой наглядностью проявляется противоречие между потребностями складывающегося рынка труда и несоответствием структуры вузов по профилю, и оно отнюдь небезобидно.
Отражаясь в системе ценностных ориентаций студентов, на их профессиональных планах, оно исподволь "разъедает", разрушает учебную деятельность, снижает результаты образовательного процесса.
Мы установили, что и характер самостоятельной подготовки студентов, и их успеваемость сильно зависят от оценок перспективности специальности.
Так, у тех, кто признал ее перспективной, доля студентов, имеющих отличную и хорошую успеваемость (сдает экзамены без троек) составляет 54%.
Среди тех, кого разочаровали и качество обучения и специальность, доля таких студентов составляет 32,6%.
Число студентов, кто вообще "учится только в сессию" возрастает с 13 до 42%.
Вполне естественно, что связывая свою дальнейшую жизнь, свои надежды на успех с деятельностью по специальности студенты учатся гораздо серьезнее, ответственнее, целеустремленнее.
Эти и другие данные убедительно показывают как внешнее противоречие высшего образования его "нестыковку" с потребностями общества.
Заключение Подводя итоги, можно сказать следующее: Во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам.
Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества.
Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен.
Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи Москвы показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в "подъеме" его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов.
Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий.
Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных сторон образовательного процесса.
Но самое главное происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы образованности студентов, уровня их
профессиональной компетентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Альма-Матер, 1993, № 3, с.
20.
2.
Научный потенциал высшей школы России: проблемы сохранения и развития.
М, 1994.
3.
Эфендиев А.Г.
Преподаватель московского вуза.
М., 1996, с.
26-27.
4.
Ковалева Л.И.
Кризис системы образования.
Социол.
исслед.
1994, № 3, с.
29-35.
5.
Bourdieu P.
L'ecole conservatrise.
// Rev.
fr.
de sociol.
1996.
6.
Бурдье П.
Социология политики.
М.
"Socio-Logos", 1993, с.
75.
55

[Back]