59 2. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями общепризнанными нормами. В каждой культуре обнаруживается её ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций. 3. Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида, осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его гуманистических или антигуманистических представлений, нравственных и эстетических норм. Хотя ценности более субъективны, а научные истины объективны, они далеко не всегда противостоят друг другу. Нельзя доказать, что добро это благо. Однако, с другой стороны, приверженность добру глубинная человеческая потребность, а не только индивидуальный выбор. Признание и оценка не одно и то же, но это не означает, будто они фатально разъединены. В науке выделяют «ценностные ориентации» и «ценностный подход». При этом под ценностными ориентациями, пишут В.А. Ядов и А.Г. Здравомыслов, мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются и чувства, и с точки зрения которой реш аю тся многие жизненные вопросы1. М ы придерживаемся такой же позиции в понимании сущности ценностных ориентаций. 1 Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности/ А.Г. Здравомыслов, В.А Ядов.Социология в СССР. Т.2.-М.: Мысль. 1966.-199с. |
# * * субъекта". Здесь подчеркивается не столько объективная значимость внешних объектов для субъекта, сколько его собственное отношение к ним, выражаемое посредством оценки. В науке выделяют «ценностные ориентации» и «ценностный подход». При этом под ценностными ориентациями, пишут В.А.Ядов и А.Г.Здравомыслов, мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства, и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Мы придерживаемся такой же позиции в понимании сущности ценностных ориентаций. Ценностные ориентации важнейший элемент внутренней структуры личности человека. Ценность и ценностные ориентации это необходимый и определяющий регулятор поведения человека. В этой системе особое место занимает образование. 2 Образование, будучи по своей сущности непосредственно обращенным к человеку, к культуре, в последние несколько десятилетий стало в значительной степени отдаляться от общечеловеческих ценностей. Образовательные ценности являются продуктами духовнопрактического освоения мира, они формируются под воздействием условии социальной среды, а затем, в свою очередь, оказывают влияние на окружающую действительность (процессы интериоризации и Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. //Социология в СССР. Т.2. -М.: Мысль, 1966. -С. 199. * 2 Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии. 1996. -№ 6. -С . 15. 40 |