которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. В-четвёртых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Жизнь — как высшая ценность, мир, добро, красота, а также ценности повседневного гуманизма (семья, интересная работа, хорошие отношения с друзьями и т.д.) всегда занимали верхние позиции в шкале жизненных ориентации у многих людей. Современные социологические исследования также показывают, что и в наше жестокое время люди сохраняют приверженность гуманистическим ценностям, что позволяет говорить об их универсальности. Образование, будучи по своей сущности непосредственно обращённым к человеку, культуре, в последние несколько десятилетий стало в значительной степени отдаляться от общечеловеческих ценностей. Образовательные ценности являются продуктами духовнопрактического освоения мира, они формируются под воздействием условий социальной среды, а затем, в свою очередь, оказывают влияние на окружающую действительность процессы интериоризации и экстеркоризации). В содержательном наполнении образовательных ценностей прослеживается связь со статусным поведением, с процессами социальной мобильности.. Вместе с тем, образовательные ценности имеют 62 |
# * * субъекта". Здесь подчеркивается не столько объективная значимость внешних объектов для субъекта, сколько его собственное отношение к ним, выражаемое посредством оценки. В науке выделяют «ценностные ориентации» и «ценностный подход». При этом под ценностными ориентациями, пишут В.А.Ядов и А.Г.Здравомыслов, мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства, и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Мы придерживаемся такой же позиции в понимании сущности ценностных ориентаций. Ценностные ориентации важнейший элемент внутренней структуры личности человека. Ценность и ценностные ориентации это необходимый и определяющий регулятор поведения человека. В этой системе особое место занимает образование. 2 Образование, будучи по своей сущности непосредственно обращенным к человеку, к культуре, в последние несколько десятилетий стало в значительной степени отдаляться от общечеловеческих ценностей. Образовательные ценности являются продуктами духовнопрактического освоения мира, они формируются под воздействием условии социальной среды, а затем, в свою очередь, оказывают влияние на окружающую действительность (процессы интериоризации и Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. //Социология в СССР. Т.2. -М.: Мысль, 1966. -С. 199. * 2 Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии. 1996. -№ 6. -С . 15. 40 \ ш * « экстериоризации), В содержательном наполнении образовательных ценностей прослеживается связь со статусным поведением, с процессами социальной мобильности. Вместе с тем образовательные ценности имеют свойство социальной памяти и своих конкретных носителей: индивида, группу, социальный класс, общество, в целом. Если говорить о личности, то в ее ценностях находят отражение эмоциональное и физическое состояние, потребности, интересы, цели и установки, социальная память члена данного социального слоя, целенаправленные и стихийные факторы, социальный контекст в целом. Основные виды образовательных ценностей, рассмотренные в связи с функционированием и развитием личности, в том числе молодого человека, можно сгруппировать в три основных блока (см. схему I "Структура образовательных ценностей личности"). В первый блок входят смысложизненные образовательные ценности, связанные, прежде всего с рассмотрением образования как самоценности. Принципиальным отличием ценностей данного вида является скорее терминальная окрашенность и процесс формирования, проходящий в значительной степени под воздействием семьи. Кроме этого они выполняют функции саморазвития и самовыражения индивида. Ко второму блоку (предметно-практические образовательные ценности) относятся ценности связанные с трудоустройством и карьерой личности. Одна из основных характеристик подобных ценностей связь с экономическими мотивами. Данный вид образовательных ценностей является более инструментальным и выполняет функции прежде всего экономической стабилизации индивида в обществе. К третьему блоку (социально-коммуникативные образовательные ценности) относятся ценности, выполняющие функции социальной интеграции, адаптации, социализации. 41 |