Проверяемый текст
Пьянов, Александр Иванович. Трансформация институциональных функций российской семьи в переходный период (Диссертация 2003)
[стр. 101]

чрезмерной авторитарностью в своих решениях и действиях, склонностью к административному давлению, насилию и единовластию.
Именно оно определяло, что народ должен делать, как себя вести, что говорить и о чем думать и мечтать.
Именно государственная власть, правящая элита во многом определяла историю России, была ее движущей силой.
История народа принадлежит царю, подчеркивал еще Н.М.
Карамзин.
И лишь когда государственная власть далеко выходила за рамки народного терпения, в России поднимались народные бунты и революции,
130 происходила дезорганизация социума.
Именно поэтому автор считает необходимым остановиться на анализе малоисследованных социально-философских проблем взаимосвязи семьи и государства.
При этом основной акцент сделать на выявлении диалектики взаимодействия данных социальных институтов в России XX века.
На протяжении почти всего этого столетия Россия находилась в кризисе институциональных структур.
Почти сто лет происходит ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере общественныхч отношений.
Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусировала все кардинальные изменения, происходящие в российском обществе.

За этот исторический отрезок времени функции
семьи как социального института редуцировались и частично передавались или замещались другими социальными институтами общества, прежде всего, государством.
Для того, чтобы понять как происходил этот процесс необходимо обратиться к истокам новейшей истории России.
Октябрьская революция 1917 года принесла семье насильственное ее реформирование.
Мероприятия советской власти
ч по реформированию семьи были продиктованы коммунистической идеологией, объявлявшей «буржуазную» семью виновной в моральной и социальной патологии.
Поскольку семья наиболее консервативное убежище старого режима, основанного на частной собственности, задача советской культурной революции лишить семью этого ее недостатка, т.
е.
способности быть «консервативным убежищем».
При этом задача сделать семью «прогрессивным убежищем» нового
101 130Воронович Б.А., Горелов О.И., Турокало В.П.
Управление реформами.
М.: РАГС, 1999.
С.
29.
[стр. 68]

Выделение этих функций семьи обусловлено необходимостью представить наиболее выпукло предмет нашего исследования.
Несоответствие между актуальностью этой задачи и слабой ее разработанностью в советской и российской социологии побудило нас предпринять попытку ее решения, какой бы дискуссионной она не казалась.
Более того, выделение этих функций позволило нам сформулировать понятие «институциональный кризис семьи» следующим образом: это системное противоречие между семьей и обществом, проявляющееся в ограничении относительной автономии семьи по отношению к последнему, ослаблении ее посреднической роли в противостоянии личности и общества, в дезорганизации или частичной деструкции ее функций, несущих на себе основную нагрузку по удовлетворению потребностей общества в воспроизводстве его социальной структуры, содержании и социализации поколений.
Несмотря на то, что кризисы всегда имеют общие тенденции, кризис института семьи в России определяется тем, что на него большое воздействие оказал и продолжает оказывать особый характер развития российского общества в XX веке.
Ф На протяжении почти всего этого века Россия находилась в кризисе институциональных структур.
Почти сто лет происходит ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере общественных отношений.
Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусировала все кардинальные изменения, происходящие в российском обществе.

Следует отметить, что исторически детерминированный общемировой переход от патриархальной семьи к модернизированной, еще не завершился ни в одной стране.
Поэтому современная семья характеризуется достаточно высокой степенью внутренней нестабильности —это первое.
Второе —дважды наложившаяся на этот процесс тотальная трансформация всего российского общества в XX веке, проявившаяся в смене одного общественного строя другим.
Эта трансформация углубляла не только демографические, социально-экономические, социальнопсихологические и социокультурные трудности российской семьи, но также трудности ее социальной самоидентификации и становления новой системы семейных отношений и ценностей.
За этот исторический отрезок времени функции


[стр.,69]

семьи как социального института редуцировались и частично передавались или замещались другими социальными институтами общества, прежде всего, государством.
Для того, чтобы понять как происходил этот процесс необходимо обратиться к истокам новейшей истории России.
Октябрьская революция 1917 года принесла семье насильственное ее реформирование.
Мероприятия советской власти
по реформированию семьи были продиктованы коммунистической идеологией, объявлявшей «буржуазную» семью виновной в моральной и социальной патологии.
Поскольку семья —наиболее консервативное убежище старого режима, основанного на частной собственности, задача советской культурной революции —лишить семью этого ее недостатка, т.
е.
способности быть «консервативным убежищем».
При этом задача сделать семью «прогрессивным убежищем» нового
режима даже не выдвигалась новой властью: ведь теперь именно трудовой коллектив должен стать «убежищем» для советского человека.
Семье в воспитании «нового человека» отводилась второстепенная роль дошкольные и школьные учреждения были призваны исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности.
Одновременно семейное домохозяйство, «семейный быт» постоянно оказывались ответственными за закрепощение женщины, за ее отвлечение от борьбы наравне с мужчинами за идеалы рабочего класса.
В декабре 1917 года Декретами ВЦИК и СНК «О гражданском браке», «О расторжении брака» был разрушен старый институт брака и положено начало формированию новой, социалистической семьи.
В этом документе особо подчеркивалась добровольность брака, его светский, гражданский характер и упрощенность развода.
Этим актом был нанесен сильный удар по идеалу святости брака, веками поддерживаемого церковью, а упрощение процедуры развода ослабляло ответственность супругов друг перед другом и перед детьми.
В 1926 году в «Кодекс о семье» было внесено положение, предусматривающее необязательность законной регистрации брака, так как считалось, что акт регистрации ущемляет свободу и чувства любящих людей разного рода формальностями.
Этими правительствен

[стр.,153]

развития.
В отличие от стран Запада, государство в России всегда отличалось чрезмерной авторитарностью в своих решениях и действиях, склонностью к административному давлению, насилию и единовластию.
Именно оно определяло, что народ должен делать, как себя вести, что говорить и о чем думать и мечтать.
Именно государственная власть, правящая элита во многом определяла историю России, была ее движущей силой.
История народа принадлежит царю, подчеркивал еще Н.М.
Карамзин.
И лишь когда государственная власть далеко выходила за рамки народного терпения, в России поднимались народные бунты и революции,
происходила дезорганизация социума.
[1] В России исторически сложился подход к государственному управлению с юридических позиций.
Поэтому весьма важно проанализировать правовое положение института семьи в социальном пространстве, в котором действуют различные субъекты социального управления.
Выше уже указывалось, что существует множество определений понятия «семья».
Исходя из многообразия признаков, характеризующих семью как социальный институт и специфически малую группу, разные авторы, принадлежащие к той или иной отрасли гуманитарной науки, по-разному определяют понятие «семья».
В правоедении также нет единого определения понятия «семья».
Даже в Конституции РФ 1993 года нет четкой формулировки этого понятия.
Это имеет место потому, что каждый раз в основе определения семьи лежат специфические особенности, присущие данной отрасли права, имеющей свои цели.
Суммируя различные определения понятия «семья» с правовой точки зрения, приведем определение семьи, данное доктором юридических наук А.М.
Нечаевой, с точки зрения семейного права.
«Семья —это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством».
[2] Исходя из этого определения, одним из главных признаков семьи является совместное проживание ее членов.
Проживая вместе, члены семьи приобретают совместное имущество.
Родители осуществляют свое право на воспитание и содержание детей, а также выполняют специфические функции в процессе личного

[Back]