Проверяемый текст
Пьянов, Александр Иванович. Трансформация институциональных функций российской семьи в переходный период (Диссертация 2003)
[стр. 118]

2.
Будучи подсистемой общества, семья изменяется вместе с обществом.
Относительная обособленность ее как социальной подсистемы вовсе не означает ее отдаленности от социальных изменений, особенно если эти изменения могут продуцироваться самой
семьей как социальным институтом наряду с другими социальными институтами общества.
3.
Семья как социальный институт действительно видоизменялась, как под непосредственным влиянием социально-экономических факторов, так
и под опосредованным влиянием тех или иных культурно-идеологических новообразований, оказывавших позитивное или негативное воздействие на изменение потребностей, функций, традиций, норм, ценностей и образа жизни семьи.
§ 2.
Современные тенденции в функционировании российской семьи.
г Семья занимает ключевое положение среди других социальных институтов.
Особое место семьи среди них определяется тремя ее основными функциями.
Семья единственная социальная система, увеличивающаяся, разрастающаяся не столько благодаря приему новых членов извне, сколько путем рождения детей.
Реализацией своей репродуктивной функции она поддерживает биологическую ,непрерывность общества.
Две другие функции
—первичной социализации и экзистенциального содержания детей заключаются в передаче культурного наследия последующим поколениям.
Этим она поддерживает социальную структуру общества.
В выполнении этих функций заключается историческая миссия семьи как социального института.
Хотя семья является институтом социальным, т.
е.
общественно обусловленным, тем не менее, она обладает относительной самостоятельностью из-за специфики выполняемых ею функций, а также своей неоднозначностью в качестве автономной системы.

Ее относительная обособленность поддерживается из поколения в поколение, независимо от социальных перемен.
С помощью варьирования отдельных признаков, функциональных ролевых отношений между
своими членами, семья изменяется, приспосабливаясь к кон
[стр. 59]

Институциональный анализ призван выявить роль и место различных социальных институтов в совокупной системе общественных отношений, устанавливая соответствие выполняемых ими функций потребностям и целям общественной системы в целом, а также определяя взаимосвязи, существующие между социальными институтами.
Семья занимает ключевое положение среди других социальных институтов.
Особое место семьи среди них определяется тремя ее основными функциями.
Семья единственная социальная система, увеличивающаяся, разрастающаяся не столько благодаря приему новых членов извне, сколько путем рождения детей.
Реализацией своей репродуктивной функции она поддерживает биологическую непрерывность общества.
Две другие функции
заключаются в передаче культурного наследия последующим поколениям и поддержании существования своих членов.
Этим она поддерживает социальную структуру общества.
В выполнении этих функций заключается историческая миссия семьи как социального института.
Хотя семья является институтом социальным, т.
е.
общественно обусловленным, тем не менее, она обладает относительной самостоятельностью из-за специфики выполняемых ею функций, а также своей неоднозначностью в качестве автономной системы.
Ее относительная обособленность поддерживается из поколения в поколение, независимо от социальных перемен.
С помощью варьирования отдельных признаков, функциональных ролевых отношений между своими членами, семья изменяется, приспосабливаясь к конкретной
исторической ситуации, в которую вплетена жизнь людей.
Эту особенность семьи отмечал К.
Маркс: «Возьмите определенную ступень общественного развития, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, —словом, определенное гражданское общество».
[7] Будучи самостоятельной в рамках системы общества лишь относительно, семья, тем не менее, как бы вплетена в ткань социально-экономических отношений, в сеть социальных взаимодействий, которые, функционируя, обновляются и из

[стр.,85]

ски отражает его положение, которое похоже на исторический тупик.
Поэтому в дальнейшем мы будем придерживаться нашего понимания кризиса семьи, полагая, что задача настоящего исследования —попытаться определить направления преодоления этого кризиса, найти пути обновления и развития семьи как социального института.
Попытаемся сформулировать некоторые выводы к данному параграфу.
Семья является одной из дифференцированных подсистем общества (социальным институтом), но особым типом подсистемы, поскольку она не имеет общих элементов с другими социальными подсистемами.
Она независима от других социальных институтов общества, но автономия ее относительна, т.к.
семья и общество в определенной степени единое образование, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей.
И как часть целого, семья находится либо в состоянии гомеостаза (относительного динамического равновесия) и интеграции, либо неравновесия и дезинтеграции с другими звеньями социальной структуры.
Будучи подсистемой общества, семья изменяется вместе с обществом.
Относительная обособленность ее как социальной подсистемы вовсе не означает ее отдаленности от социальных изменений, особенно если эти изменения могут продуцироваться самой
самьей как социальным институтом наряду с другими социальными институтами общества.
Семья как социальный институт действительно видоизменялась, как под непосредственным влиянием социально-экономических факторов, так
под опосредованным влиянием тех или иных культурно-идеологических новообразований, оказывавших позитивное или негативное воздействие на изменение потребностей, функций, традиций, норм, ценностей и образа жизни семьи.
Примечания 1.
Советский энциклопедический словарь.
М.: Советская энциклопедия, 1980.
С.
499-500 2.
Российская социологическая энциклопедия./ Под ред.
акад.
Г.В.
Осипова.
ИСПИРАН.
-М.: Наука ИНФЛ-М, 1998.
С.
157-158.


[стр.,178]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение социокультурной природы семьи как социального института и малой социальной группы и ее места во всем жизненном цикле человека и общества позволяет утверждать, что семья остается важнейшей общечеловеческой ценностью, основной интегративной единицей общества.
Семья является институтом социальным, т.
е.
общественно обусловленным, тем не менее, она обладает относительной самостоятельностью из-за специфики выполняемых ею функций, а также своей неоднозначностью в качестве автономной системы.

Институциональная природа семьи обусловлена внешними по отношению к семье потребностями и интересами общества.
Именно специфика осуществляемых семьей функций по отношению к обществу и к личности позволяет говорить об автономии семьи.
С помощью варьирования отдельных признаков, функциональных ролевых отношений между
членами, семья изменяется, приспосабливаясь к конкретной исторической ситуации, в которую вплетена жизнь людей.
Будучи автономной в рамках системы общества лишь относительно, семья, тем не менее, как бы вплетена в ткань социально-экономических и социокультурных отношений, в сеть социальных взаимодействий, которые, функционируя, обновляются и изменяются в каждую данную эпоху и влияют на изменение содержания и характер проявления функций семьи как социального института.
Поэтому, функционирование семьи как институционального явления предполагает правовое и политическое регулятивное воздействие на нее институтов права и государства.
В XX веке исторический переход от патриархалной семьи к современной сохранил свою направленность.
Процесс трансформации семьи как социального института в постиндустриальных обществах и, обусловленные этим переходом, кризисные явления в его функционировании углублялись и расширились.
Современная семья как социальный институт и как малая социальная группа характеризуется структурно-функциональной нестабильностью, которая проявляется в дисфункции ее социальных свойств.

[Back]